Государство
05.04.2015

Азиатские хищники. Между Индией и Поднебесной началась гонка вооружений

Глобальный спрос на оружие увеличивается за счет Азии, где Индия и Китай — главные соперники за лидерство в регионе — щекочут друг другу нервы, приобретая все более дорогое и высокотехнологичное вооружение

Мир стал продавать и покупать больше оружия. Такой вывод сделал Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI). В опубликованном его аналитиками исследовании отмечается, что объем международных поставок оружия за период 2010–2014 годов вырос на 16?% по сравнению с 2005–2009 годами.

При этом кардинально изменились расстановка сил и глобальные игроки рынка вооружений. Главной сенсацией стала Индия, на которую теперь приходится 15 % покупок вооружений в мире. В период между 2007 и 2011 годом этой стране доставалось 9 %. Китай, до недавнего времени занимавший первую строчку в списке стран—импортеров оружия, сместился на третье место.

Всего на Индию приходится ровно треть импорта вооружений в Азии, и это в три раза больше, чем у Поднебесной. Однако снижение китайской доли на рынке импорта вооружений связано с тем, что Китай стал намного меньше зависеть от импорта оружия и вместе с тем почти в два раза увеличил собственный экспорт, превратившись в третьего после России и США поставщика оружия в мире.

Индийский авианосец Викрамадитья / thebharatmilitaryreview.blogspot.com

В то же время на США и Россию приходится более половины мирового экспорта вооружения. Причем если США поставляют оружие как минимум в 94 страны мира, ни одна из этих стран не получает более 9 % американских вооружений, то Россия поставляет оружие в 56 государств, делая ставку на нескольких ключевых партнеров. Это Индия, Китай и Алжир, на которых приходится порядка 60 % российских поставок.

Примечательно, что отдельно аналитики SIPRI выделили в качестве получателей российского оружия повстанцев на востоке Украины, но их доля в исследовании не отражена.

В то же время страны ЕС, напротив, существенно уменьшили свое присутствие на рынке вооружений. За последние пять лет их доля изрядно сократилась.

Превращение двух азиатских держав — Индии и Китая — в глобальных игроков на рынке вооружений аналитики связывают с их соперничеством в регионе. Две огромные развивающиеся державы—рекордсмены по количеству населения, которые к тому же граничат между собой, не могут не конкурировать, считают эксперты.

“Исторически сложилось так, индустриальные страны, как правило, усиливают свою оборону и безопасность за счет модернизации и расширения своих вооруженных сил,— отмечает Дэн Стейнбок, эксперт в области экономики шанхайского Института международных исследований и американского Института Индии, Китая и Америки.— В Индии этот процесс только начинается”.

 

Индийско-китайская борьба

Индия, крупнейшая держава Южной Азии, стремится составить достойную военную конкуренцию КНР. Согласно рейтингу самых сильных армий мира Global Firepower, Индия наступает Поднебесной на пятки. КНР занимает в этом списке третье место, уступая лишь США и России, а Индия расположилась на четвертом месте.

Между Поднебесной и КНР развернулась настоящая гонка вооружений, утверждают эксперты, как минимум морская. Так, в Китае уже подтвердили строительство второго авианосца, запуск в работу которого пройдет ориентировочно через шесть лет. Это заявление появилось на фоне сообщений из Индии о том, что в скором времени эта страна введет в строй уже второй свой авианосец и начинает работы по третьему.

Пока на вооружении флота КНР состоит всего лишь один авианосец. Это купленный у Украины в 2005 году советский тяжелый авианесущий крейсер Варяг проекта 11436, который после модернизации получил название Ляонин.

Между Поднебесной и КНР развернулась настоящая гонка вооружений

Эксперты подчеркивают, что этот бывший советский корабль по своим оборонительным способностям довольно слаб, и поэтому Китай по своим силам проигрывает Индии, обладающей двумя современными авианосцами. Причем, согласно планам, ее третий авианосец должен получить ядерную силовую установку, что позволит ему отбивать практически любые угрозы на море.

“Экономика Индии росла не по дням, а по часам в течение последних двух десятилетий, так что она имеет валютные резервы, чтобы приобрести или построить более современную военную технику”,— подчеркивает Деви Фортуна Анвар, заместитель секретаря вице-президента Республики Индонезия по политическим вопросам, являющаяся также аналитиком SIPRI.

В настоящее время Индия по объему суммарного ВВП находится на третьем месте в мире (после США и Китая) с показателем $7 трлн. По прогнозам МВФ, в 2015 году индийская экономика вырастет на 7,2%, а в 2016-м — на 7,6%. Глава МВФ Кристин Лагард заявила, что уже к 2019 году КНР уступит Индии лидерство по темпам роста ВВП. По ее мнению, к этому времени размер экономики Индии будет равен России, Бразилии и Индонезии, вместе взятым.

Историю отношений между Индией и Китаем нельзя назвать идеальной. К тому же в 1962 году между странами вспыхнул приграничный военный конфликт, главной причиной которого стал спор о линии границы между бывшей Британской Индией и Тибетом.

Дело в том, что индийско-китайская граница проходит по линии высочайших горных хребтов Гималаев и Каракорума, и демаркировать ее в таком высокогорном регионе крайне тяжело.

На данный момент объектом территориального спора между Индией и Китаем является штат Аруначал-Прадеш на северо-востоке Индии. Последний приграничный конфликт вокруг него случился в 1987 году, после чего стороны договорились о его замораживании.

Многие чиновники из министерства обороны в Нью-Дели по?прежнему глубоко обеспокоены так называемым китайским стратегическим окружением, отмечает Джон Сиоршари, профессор Мичиганского университета, занимающийся изучением Азиатско-Тихоокеанского региона.

Китайцы стали более агрессивны в политике, дипломатии и военном аспекте

Дело в том, что китайские войска время от времени пересекают линию фактического контроля Индии в районе спорных территорий — в последний раз это произошло в 2013 году. Индия и Китай в итоге договорились провести переговоры, но окончательно разрешить этот конфликт вряд ли удастся, полагают аналитики.

“Китайцы стали более агрессивны в политике, дипломатии и военном аспекте”,— констатирует индийский бригадный генерал в отставке Гурмит Канвал. Он признается, что в последние годы его не покидает мысль о том, что именно Китай является настоящей опасностью будущего.

“Китай видит себя в качестве регионального гегемона в Восточной Азии, и Индия, вероятно, также рассматривает себя в той же роли в Южной Азии и регионе Индийского океана,— подчеркивает Анвар.— Эти две страны — два региональных тяжеловеса”.

 

Азиатская кухня

Кроме соперничества друг с другом Индия и Китай имеют длинный шлейф неразрешенных конфликтов с прочими соседними государствами. Так, Китай до сих пор оспаривает с Японией право владения островами, которые японцы называют Сенкаку, а китайцы — Дяоюйдао. Именно они стали причиной массовых волнений в Поднебесной три года назад, когда китайцы крушили офисы японских компаний.

В то же время давним врагом Индии является Пакистан — военное противостояние между странами за регион Кашмир длится с момента получения ими независимости от Британии в 1947 году. Примечательно, что Пекин в этом конфликте выступил на стороне Пакистана.

Также Китай, имея, с одной стороны, территориальные споры с Индией, с другой — выход в Индийский океан через пакистанский порт Карачи, прилагает немало усилий для укрепления своих связей с Пакистаном.

Так, во время последнего празднования независимости Пакистана на военном параде была представлена преимущественно техника китайско-пакистанской совместной разработки. Пакистан, являясь оружейным партнером Китая номер один, закупил у него истребители JF-17, танки MBT-2000 и фрегаты класса F-22P. Последние в Поднебесной сделали специально для Китая.

Так или иначе, но именно Азия теперь более других заинтересована в покупке оружия, и пять из десяти ведущих мировых импортеров основных видов вооружения находятся именно в этом регионе, где 15 % импорта оружия приходится на Индию, 5 % на Китай, 4 % на Пакистан и по 3?% на Южную Корею и Сингапур.

Пакистанская пресса уже отмечает особый интерес Китая к оборонному потенциалу ее страны, в то время как США больше делают ставку на Индию, потенциально способную конкурировать с Поднебесной в регионе. О том, что Вашингтон в качестве партнера в Южной Азии сделал ставку на Индию, говорит и Стейнбок, подчеркивая, что в Пекине это рассматривают как политику сдерживания.

Тем временем Китай продолжает свое военно-морское расширение и развитие портовых мощностей вдоль побережья Индийского океана. КНР ради этого держит свои военно-морские силы вдоль торговых путей, которые связывают его с богатыми энергоресурсами Персидского залива и европейскими рынками, отмечают эксперты.

В свою очередь, в оборонном ведомстве Индии считают, что китайская активность на море представляет собой прямой вызов индийскому первенству в Южной Азии.

“Неопределенность, связанная с подъемом Китая, а также морские и территориальные споры, равно как и тот факт, что статус США как сверхдержавы в последнее время стоит под вопросом,— все это подтолкнуло многие государства региона еще более увеличить свои военные возможности”,— заключает Сиоршари.

Азия теперь более других заинтересована в покупке оружия

В Азии военная мощь стала следствием экономического развития. Ни один большой азиатский народ не ориентирован исключительно на военную силу, в свою очередь отмечает Стейнбок. Поскольку эти страны проходят стадию индустриализации, то в них растет чувство государственности, и военная модернизация является типичной для такого периода.

Аналитик напоминает: когда бывший государственный деятель Сингапура Ли Куан Ю начал создавать современную армию в 1960-х годах, он обратился к Израилю. Однако, в отличие от Израиля, Сингапур продолжает фокусироваться в первую очередь на развитии экономики, а не на военной мощи.

И когда Дэн Сяопин инициировал в Китае экономические реформы, военная модернизация рассматривалась в качестве одной из четырех модернизаций — наряду с сельским хозяйством, промышленностью, а также развитием науки и техники. Теперь по этому пути идут и другие страны Азии.

Специалисты в области международных отношений подчеркивают, что обладание новейшим оружием в такой ситуации как минимум престижно, так как демонстрирует, что страна богата и сильна, и поэтому ее надо воспринимать как минимум всерьез, а лучше — в качестве регионального или даже мирового лидера.

“Тем не менее есть разница между военной агрессией и военной модернизацией,— подчеркивает Стейнбок.— Азиатские лидеры очень хорошо знают, что в случае военных авантюр они рискуют будущим своих стран и вообще всей Азией”.

Источник: nv.ua

Автор: Наталия Мечетная

Новости портала «Весь Харьков»