08.05.2015

Прогулка по харьковскому Подолу

На Павловской площади проводили публичные казни, а в молитвенном доме боролись с религией

Подол есть не только в столице, но и в Харькове, правда, многие позабыли название этого исторического района в самом центре города. По словам краеведов, он возник еще в середине XVII века и включал в себя современную площадь Павловскую, улицу Кооперативную с окружающими ее переулками. Сейчас о харьковском Подоле рассказывают легенды и интересные истории, которые, впрочем, не всегда со счастливым концом. К примеру, на площади Павловской, где впервые в городе на товарах появились ценники, когда-то проводили публичные казни. А на Кооперативной, где в свое время Сергей Есенин написал знаменитое стихотворение, поэта обобрали местные воришки.

"Позорный" столб и могильник

__1___16

Нынешняя площадь Павловская, которую еще недавно именовали в честь Розы Люксембург, появилась во второй половине XVII века. Около 150 лет здесь располагался главный городской рынок. "Тогда перед каждой лавкой располагались так называемые сидельцы, которые зазывали публику и рекламировали товар. Так как фиксированных цен не было, на рынке долго торговались. Купец по фамилии Павлов заметил, что многих эта процедура утомляет, и решил установить в своей лавке фиксированные цены", —  рассказывает краевед Михаил Красиков. Сначала торговцы относились к идее Павлова скептически и были уверены, что новатор разорится. Но, вопреки ожиданиям, Павлов стал одним из богатейших людей Харькова. На площади также находился верстовой столб, который в народе называли "позорным", ведь рядом секли неверных жен и воришек. Но когда город стал разрастаться, столб стал мешать движению, и его убрали. Сейчас по Павловской курсируют трамваи. Интересно, что во время прокладки линий почти 80 лет назад строители раскопали могильник половцев: останки кочевников находились на глубине всего в полметра.

Первый харьковский ЦУМ

_1___15

Именно в районе Подола в свое время появился главный магазин города — Центральный универмаг. В 1933-м здание первого универмага пристроили к трехэтажному магазину "Зингер", где продавались знаменитые швейные машинки. По словам краеведа Михаила Красикова, тот ЦУМ в доме под №1/3, который сегодня видят харьковчане, действительно напоминает здание первого универмага, но лишь отдаленно. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от бомбежки и обстрелов. И 60 лет назад на Павловской площади появилось отреставрированное современное здание с арками и полуколоннами, которое до сих пор является крупнейшим универмагом, который ежедневно посещает около 35 000 человек.

Гостил император Александр I

__1___17

Неподалеку от ЦУМа, на площади Павловской, 10, стоит здание, известное харьковчанам как торговый центр "Мелодия". Оказывается, в XIX веке на его месте возвышался величественный особняк купца Ломакина, где дважды по пути в свою летнюю резиденцию в Чугуеве останавливался император Александр I. По словам историков, это была большая редкость, чтобы царь останавливался у купца. Однако дом был так удачно расположен и настолько просторен, что с ним не могла сравниться ни одна дворянская усадьба.

В конце позапрошлого века на втором этаже "избранного" особняка появилась общественная библиотека, у которой на тот момент не было своего здания. Однако в 1908 году особняк Ломакина признали аварийным и снесли, а вместо него возвели шестиэтажку, на первом этаже которой распахнул свои двери Городской купеческий банк, а на верхних  — гостиница "Астория". Сейчас старинное здание сдают под офисы и магазины.

В Троицком храме наливали и пекли хлеб

__1_1___01

Троицкий храм по улице Ивана Дубового, 3, долгое время был одним из самых роскошных храмов города. Его история начинается еще в начале XVIII века: здесь возвели деревянную церквушку, на месте которой через сто лет выросла большая церковь. До революции храм славился своим гостеприимством. На церковные праздники горожане приходили на службу, после чего их ожидало щедрое угощение винами и пивом.

Но когда к власти пришли большевики, храм постигла печальная участь: в 1920-м колокольню взорвали, а помещение церкви переоборудовали под пекарню. Престол перенесли к воротам и расположили его неподалеку от общественной уборной: в этом месте последующие 30 лет священнослужители проводили службы. Последний хлеб здесь выпекли в 1991 году, а через год здание вернули церкви. Пять лет назад храм восстановили, заново отстроив колокольню.

Улица, где обобрали Есенина

._1_1__

Одна из самых старых улиц Харькова — современная Кооперативная — знаменита своим торговым прошлым. Долгое время, начиная с XIX века, здесь продавали черноморскую рыбу, а саму улицу именовали Рыбной. По словам историков, из-за огромного количества рыбы во всем районе царил соответствующий запах, поэтому здесь, в основном, могли ужиться лишь сами торговцы. Однако были поблизости и дворики еврейских семейств, у одного из которых в 1920 году около месяца гостил Сергей Есенин. "Поэт жил на улице Рыбной, 15. Однажды во время прогулки по городу у Есенина украли часы, но наутро под дверь дома на Рыбной неизвестные подбросили сверток с часами и запиской: "Серега, извини, сперли ошибочно. Как видим, уже тогда в Харькове даже воришки знали, кто такой Есенин", — рассказывает краевед Михаил Красиков.

К слову, именно в Харькове поэт написал стихотворение "По-осеннему кычет сова", появлению которого способствовала еще одна курьезная история, произошедшая в том же доме на Рыбной. Однажды за завтраком у семьи Лурье 16-летняя Лиза, дочь хозяина, оказавшаяся за спиной у сидящего Есенина, заметила небольшую проплешину в шевелюре поэта и неожиданно выпалила: "Сергей Александрович, а ведь вы лысеете!" Поэт несколько смутился и попытался отшутиться, а на следующий день написал стихотворение, где есть строчка "Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет". Дом, в котором гостил Есенин, находился по соседству со зданием нынешней областной научной библиотеки, но, к сожалению, до наших дней не сохранился.

В молитвенном доме боролись с религией

_1___16

Мало кто знает, что сто лет назад на улице Кузнечной, 24 построили кенассу — молитвенный дом караимов, последователей иудейской секты, отвергающей Талмуд. В Харьков караимы приехали во время Крымской войны как беженцы, и в 1890-х по проекту архитектора Бориса Покровского они построили кенассу. С приходом к власти большевиков караимскую общину распустили, а в здании молитвенного дома открылся клуб "Воинствующий безбожник", в стенах которого сначала боролись с религией, а после сюда переехала транспортная организация. Харьковским караимам, которых осталось около полусотни человек, здание вернули только восемь лет назад. Сейчас они продолжают собираться в молитвенном доме и стараются сохранить традиции своего народа.

Источник: segodnya.ua

Новости портала «Весь Харьков»


Читайте ещё: