29.04.2015

Ограничения на наличные — что нужно знать

Снимаете гривну в банкомате? Переводите деньги родственникам? Получаете от старого приятеля должок через терминал пополнения карты? Расплачиваетесь несколькими тысячами гривен за одну покупку или услугу? Готовьтесь! Теперь каждая трансакция будет под неусыпным взором Нацбанка и Госслужбы финмониторинга.

Наличка выходит из моды? Это все — в сладких мечтах Национального банка и Госфискальной службы, которые всеми законными и полузаконными методами пытаются отучить украинцев от использования кэша. В действительности все наоборот: украинцы стали меньше доверять отечественным банкам, так как те легко и внезапно вводят лимиты на расчеты карточками дома и снятие наличных.

С этой напастью публика менее обеспеченная борется банально: уходят в кэш, рассчитываются наличными, сразу снимая с зарплатных карточек наличные. Публика более обеспеченная обзаводится картами иностранных банков и да, имеет некоторые хлопоты с их пополнением и использованием. Но при этом с облегчением «делает ручкой» украинской банковской системе и управляющему ею Нацбанку.

Это «фе», высказанное соотечественниками в адрес украинских финансов, сильно обеспокоило НБУ и ГФС. Оно и понятно: предпочтение наличным означает вывод ликвидности из банков. А еще — возможность избежать назойливого внимания фискальных органов.

И вот в начале апреля банкам, а также банковским ассоциациям было разослано Нацбанком письмо № 25-04001/22852. Оно содержит рекомендации банкирам по выявлению и мониторингу операций с наличностью, которые имеют признаки так называемой рисковости. И хотя данное письмо не является законодательным актом, банкам придется использовать его в своей работе как настольную книгу. Почему?

Да все дело в том, что рекомендации Нацбанка ссылаются на требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем — о борьбе с «отмыванием грязных денег». А ссориться с Госфинмониторингом, на который возложены обязанности бороться с таким «отмыванием», не захочет никто.

Поэтому банки скорее будут массово сдавать в руки Госфинмониторинга своих клиентов, чем рискнут лишиться лицензий. Ведь нормы нового закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» даже при небольших нарушениях позволяют Нацбанку выдворять своих подопечных с рынка. А Госфинмониторинг просто обязан реагировать на отсутствие «стука» со стороны банков.

 

За что спросят

Петиция Национального банка появилась не с потолка. Дело в том, что на основе постановления НБУ от 14 мая 2003 года № 189 каждый коммерческий банк устанавливает критерии риска клиента с учетом пожеланий НБУ. «В итоге каждый банк в соответствии с этим письмом должен будет разработать внутреннее положение для мониторинга упомянутых критериев», — считает адвокат адвокатского объединения «Кросондович лойерс» Вячеслав Талько.

Всего в НБУ разработали четыре признака рисковых операций, которые подлежат мониторингу. Прежде всего, это — получение минимум три раза в месяц наличных с банковского счета. Но операция попадает «на карандаш» в том случае, если перед этим на счет клиента пришли средства в виде финансовой помощи, платы за ценные бумаги, в форме ссуды, денежного перевода. А получатель снял за месяц более 50% от поступившей на его счет суммы.

Вторая группа операций — регулярное (более трех раз в месяц) поступление средств как от резидентов, так и из-за границы, от юридического или физического лица в пользу физлица. А также их обналичивание. Эта рекомендация бьет напрямую по фрилансерам, по работающим за рубежом украинцам, которые отправляют деньги на Родину. А также зажимает тех, кто пытается заниматься продажей товаров и услуг без регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

Под тщательным надзором окажутся операции в форме кэш-кредита физлицу, если такой заем погашается день в день или в кратчайшие сроки. В том числе, за счет средств, поступающих на текущий счет в безналичной форме. Иными словами, не хватило до получки, взял на пару дней несколько тысяч гривен из кредитного лимита по банковской карте — готовься к интересу со стороны НБУ.

Кроме того, в перечень операций, которые могут быть признаны рисковыми, попадают любые действия клиента банка, которые содержат признаки легализации «теневых» доходов либо финансирования терроризма. Например, это могут быть регулярные операции с различными контрагентами и платежи, которые массово поступают от них на текущий счет.

 

Под колпаком

Отслеживаться будут не только сами операции, но и те, кто их проводит. В первую очередь — это физлица, которые имеют оклад не выше среднего по конкретному региону (городу, области, району); относятся к социально слабым слоям населения (пенсионеры, студенты, безработные); клиенты банков, которые проводят операции не самостоятельно, а через третьи руки, на основании доверенности; те, кто умудрился или попытался осуществить трансакцию по утерянным документам.

Также это касается клиентов, которые априори не могут проворачивать те или иные операции, исходя из своего финансового положения. Например, когда человек гасит ипотечный кредит, отдавая за него всю зарплату, но при этом регулярно переводит внушительные суммы себе или на счета родственникам.

Не повезло и бизнесу: убыточным компаниям, компаниям с мизерным уставным фондом (по сравнению с суммами, которые проходят через их счета), предприятиям, где учредитель, директор и бухгалтер — одно лицо, а также нет наемных сотрудников; компаниям и предпринимателям, которые были зарегистрированы меньше года назад. Все они, проводя трансакции с признаками риска, становятся предметом особого внимания.

 

Раздевают без стеснения

Юристы успокаивают, что письмо не несет большой опасности. Но движение средств на счетах отныне будет гораздо тщательнее отслеживаться, а собранная информация — передаваться в Государственную службу финансового мониторинга для анализа.

«Кроме того, банки могут потребовать от клиентов предоставления дополнительных данных или документы. А в случае, если банк сочтет операцию подозрительной, он может проинформировать о ней Государственную службу финансового мониторинга, которая, в свою очередь, вправе приостановить выдачу средств со счета и сообщить о такой операции правоохранительным органам», — предупреждает старший юрист юрифирмы «Кушнир, Якимяк и партнеры» Наталия Левчук.

Но вот что интересно: любые операции могут быть расценены как подозрительные, поскольку в письме НБУ с рекомендациями нет привязки к суммам. Это позволяет банкам отнести к рисковым трансакциям все, что угодно. Например, средства, предназначенные для оформления визы и регулярных поездок (командировок) за границу. Предпринимателям тоже не легче: теперь им придется регулярно объяснять налоговым органам причину активного движения средств по их банковским счетам.

Причем, рекомендации НБУ и действия банков вполне вписываются в рамки банковской тайны. Статья 62 закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что банковская тайна может быть раскрыта по запросу Госфинмониторинга. «Поэтому при выполнении банками рекомендаций, указанных в письме НБУ, законодательство (о сохранности банковской тайны. — Ред.) нарушено не будет. И в некотором смысле Нацбанк попросту расширил перечень операций, подпадающих под финансовый мониторинг», — комментирует партнер адвокатского объединения «СК ГРУП» Юлия Курило.

 

Зачем это все на самом деле

Удивляться нечему. Ведь фискальные органы уже давно жаждут внедрить косвенные методы оценки реальных доходов налогоплательщиков посредством контроля их расходов. И рекомендации НБУ — не что иное, как попытка нащупать денежные потоки граждан и бизнеса и открыть Государственной фискальной службе лазейку в их карманы.

Туда же можно отнести еще три фискальные идеи, которые с разной степенью готовности реализуются сейчас.

 

НБУ требует взять под ковпак:

все операции, проводимые с наличными;

так называемые рисковые операции.

Какие операции считаются рисковыми:

получение наличных средств более трех раз в месяц в сумме, которая превышает 50% поступлений/движений по банковскому счету;

поступление больше трех раз в месяц на счет средств от физлица/юрлица с их последующим обналичиванием (без лимита по объему!);

регулярное получение кэш-кредитов, которые погашаются в течение нескольких дней;

прочие операции, которые могут расцениваться как попытки легализации доходов, полученных преступным путем.

 

Кто попадет под усиленный финмониторинг

Физлица, регулярно снимающие деньги с текущего/карточного счета либо пересылают средства; при этом такие физлица:

работают на должности с зарплатой не выше средней по региону;

пенсионеры, безработные, студенты;

являются нерезидентами;

в связи с профессиональной деятельностью не имеют права проводить финансовые операции;

делегировали свои права по открытию и распоряжению текущим счетом третьим лицам;

проводят финансовые операции, которые не соответствуют их имущественному положению.

Юридические лица и предприниматели, которые получают наличные для закупки товаров и услуг, но при этом:

их хозяйственная деятельность убыточна;

уровень уставного капитала значительно ниже, чем обналичиваемые суммы;

учредитель, руководитель и бухгалтер — одно лицо;

на предприятии нет наемных сотрудников;

срок регистрации бизнеса не превышает одного года;

перед открытием счета в банке у компании сменились собственники;

средства поступают на счет от большого количества контрагентов.

ВАЖНО!

Все упомянутые рекомендации не запрещают проводить операции с наличными, но физлицо/компания, которые будут вписываться в указанные критерии, попадут на «карандаш» в финмониторинг, фискальные и правоохранительные органы.

 

Что еще готовят?

Готовятся изменения в закон «Об оплате труда», в соответствии с которыми будет введен запрет на выплату зарплат иначе, чем на банковский (карточный) счет работника.

Вводится тотальное требование для торговли и сервиса — у становка POS-терминалов для приема карточек.

Готовится снижение суммы предельного платежа наличными за товары и услуги до 3000 грн. единоразово.

Что это означает

свертывание операций с наличными

тотальная автоматизированная слежка за гражданами

сужение экономических свобод

риск утечки накапливаемой информации и использование ее криминалом.

на завершающем этапе — внедрение косвенных методов определения налогооблагаемого личного дохода.

Павел Харламов, опубликовано в издании Деньги

Источник: argumentua.com

Новости портала «Весь Харьков»