13.01.2014
Просмотров: 341

Каким должен быть идеальный топ-менеджер в нестабильных условиях украинской экономики

Виктор Яковенко, глава киевского офиса компании Amrop, одного из мировых лидеров в сфере executive search, делится мыслями о том, каким должен быть эффективный топ-менеджер в период нестабильности

В 2009 году определенную известность приобрела шутка про инвестиционного аналитика, рекомендующего своему клиенту смелее вкладывать деньги на фондовом рынке, поскольку "следующий финансовый пузырь уже не за горами". Сейчас становится очевидным, что эра стремительного роста мировых рынков сменяется эпохой умеренного развития, когда достижение позитивных показателей любым бизнесом возможно только при условии опережающего развития, когда бизнес создает ценность, отличающую его от конкурентов и позволяющую вырваться из плена "средних по палате" показателей.

В этой связи все чаще звучат предположения о том, что нынешняя ситуация — это не "временные трудности" на пути к "скорому восстановлению", а скорее новая реальность, с которой нам предстоит жить еще долго и которая требует от руководителей новых навыков и свойств характера.

В самом деле, бизнес хочет лидеров, способных достичь успеха в новых изменившихся условиях и начинает с определенной долей скепсиса относиться к победам и достижениям, не прошедшим проверку новой экономической реальностью. Ведь бизнес не любит средних результатов: публичный акционерный капитал ищет возможности для вложений с максимальной отдачей, а частные компании, хоть и ценят в первую очередь долгосрочную перспективу и устойчивость, едва ли согласятся на сохранение стабильности ценой потери перспективы.

Какими же качествами должен обладать руководитель, чтобы достигать выдающихся результатов в новую эпоху?

В Европе и США этот вопрос уже активно обсуждается лучшими умами капитализма: директорами и собственниками успешных компаний, профессорами "топовых" бизнес школ, визионерами и прочими гуру бизнес-сообщества. Всех волнует вопрос: какие они — лидеры, способные адекватно ответить на вызовы новой эпохи?

Чаще всего называют следующие качества, отличающие "новых руководителей":

- открытость новым знаниям и обучаемость (learning agility), необходимые для того, чтобы вовремя распознавать изменения и адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства;

- эмоциональная зрелость и уравновешенность, позволяющие принимать быстрые сбалансированные решения в ситуации неопределенности;

- интеллектуальная устойчивость и сопротивляемость влиянию, способность последовательно двигаться к своей цели, не смущаясь временными трудностями и общепринятыми "лучшими практиками".

Насколько все это справедливо для руководителей компаний в Украине, учитывая пресловутую "специфику" ведения бизнеса, а также часто декларируемый "особый путь" становления и развития именно украинских компаний?

Безусловно, мировые тенденции актуальны и для нас, а значит, и вышеперечисленные качества будут востребованы. Да, ситуация неопределенности и непредсказуемость всегда была характерна для украинского рынка, о какой бы индустрии не шла речь. Однако совершенно точно, более определенной ситуация не стала и не станет. А вот замедление экономического роста, падение спроса и ужесточение конкуренции характерны и для нашей страны.

Тем не менее, есть одна особенность украинского бизнеса, позволяющая добавить к вышеперечисленным качествам еще одно, актуальное именно здесь. Речь идет об активном участии руководителя (hands on approach) в операционной деятельности компании.

В хорошие времена компании могут себе позволить "нормальное" командное взаимодействие и "обычный" уровень вклада каждого участника в общее дело. Однако сегодня концентрация на таких вещах, как эффективность и результативность, становится намного важнее. Тем более в нашей стране, где недостаточная операционная эффективность и низкая продуктивность являются хронической проблемой.

Таким образом, руководитель компании в Украине сегодня не может себе позволить быть исключительно стратегом и визионером. Существенная часть ключевых задач и вызовов находятся на уровне операционной эффективности, а не на уровне стратегии. Бесполезно определять новое направление движение, если машина не заводится. Для успеха менеджеру сегодня требуется умение и готовность спуститься вниз и выстраивать процессы иногда на элементарном уровне, обучая менеджеров среднего звена на собственном примере.

В заключении хотел бы предостеречь от возможной понятийной путаницы. Активное участие, о котором говорилось выше, не имеет ничего общего с тотальным контролем и "микромеджментом", довольно часто встречающимися в украинских компаниях. Микроменеджер стремится все контролировать, поскольку никому не доверяет. Наиболее очевидным результатом такой практики становится прогрессирующая беспомощность менеджеров среднего (а иногда и высшего) звена — ведь способность принимать решение и брать на себя ответственность не нужна там, где все зависит от одного человека. Участвующий же менеджер стремиться в первую очередь научить и подтянуть уровень своих людей, понимая, что будущее организации полностью зависит от того, как быстро и в каком количестве в вашей команде будут появляться новые звезды.

Источник: delo.ua

Автор: Виктор Яковенко, глава киевского офиса Amrop