07.03.2015
Просмотров: 624

Сильные и слабые стороны Харьковской области. SWAT-анализ

Стратегию развития Харьковской области до 2020 г. приняли на сессии облсовета 5 марта. В документе - шесть разделов: общие рамки стратегии, оценка потенциала развития области, SWOT-анализ, стратегические приоритеты развития области: стратегические, операционные цели и задачи, сценарии развития области, согласованность стратегии с программными и стратегическими документами. Программа выполнена более чем на 170 страницах. В документе, в частности, сделана оценка сильных и слабых сторон Харьковской области с точки зрения инвесторов.

***

Сильные стороны

Лидер по уровню качества жизни среди регионов Украины,

Наивысшая среди регионов Украины концентрация людей с высшим образованием и ученой степенью, высокое качество человеческого капитала,

Миграционная привлекательность для людей трудоспособного возраста, молодежи, низкий уровень демографической нагрузки в сравнении с другими регионами Украины,

Стремительное развитие сервисного сектора экономики,

Принадлежность к 10 крупнейшим студенческим центрам Европы, крупнейший научно-образовательный комплекс среди регионов Украины,

Развит комплекс сложных медицинских услуг на основе научных школ (кардиология, репродуктивная медицина, криомедицина, онкология, ортопедия, хирургия), выступает основой въездного медицинского туризма,

Второе место после Киева по развитию отрасли IT, первое по уровню развития IТ-аутсорсинга,

Благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства. Первое место среди регионов Украине по сбору пшеницы и третье - по валовому сбору зерновых в 2014 году,

Благоприятная экологическая обстановка: среди областных центров Украины низким значением комплексного индекса загрязнения атмосферы характеризуется только Чернигов

Крупнейшие в континентальной Европе разведанные залежи природного газа и бурого угля, потенциально наибольшие залежи сланцевого газа,

40% общегосударственной добычи природного газа с долгосрочным потенциалом увеличения в несколько раз,

Профицит мощностей угольной базовой электрогенерации,

Высокий потенциал развития возобновляемой и альтернативной энергетики, прежде всего, в биомассе,

Развита перерабатывающая промышленность, машиностроение, фармация, предприятия энергомашиностроения – мировые игроки рынка; позиции основного национального разработчика, производителя и экспортера бронетехники,

Преимущественная ориентация экономики региона на внутренний рынок и разветвленная система кооперационных связей уменьшает уязвимость к внешней конъюнктуре и привлекает инвесторов, ориентированных на рынок Украины,

Большое разнообразие поставляемых на экспорт товаров, большой удельный вес в экспорте продукции высокого передела,

Высокий уровень урбанизации при высоком уровне компактности территории,

Развитая транспортная инфраструктура, крупнейшая в Украине длина автодорог общего пользования,

Харьков входит в 100 городов мира, где действуют три и более линий метрополитена,

Налаживание эффективной системы предоставления социальных услуг на принципах аутсорсинга и социальной партнерства в Харькове,

Лидерство Харькова в обеспечении доступности городской среды для людей с особыми потребностями,

Наличие крупнейшего в Восточной Европе и 14-го в мире оптово-розничного торгового центра, создающего рабочие места, выступает центром пересечения прямых товарных потоков из разных стран и служит площадкой для продвижения продукции местного малого и среднего бизнеса,

Высокая реальная покупательная способность населения, третий по объемам розничный товарооборот среди регионов Украины,

Емкий рынок труда, достаточность качественных трудовых ресурсов для потребностей работодателей региона.

***

Слабые стороны

Моноцентрическая пространственная организация города и области, существенное смещение Харькова от географического центра региона,

Периферийное положение на Востоке Украины,

Наличие территориальных диспропорций: сформирована депрессивность периферийных районов,

Разрыв между областным центром и другими административно-территориальными единицами в развитии собственной доходной базы бюджетов,

Высокая социальная нагрузка на бюджеты всех уровней и их неспособность выполнять функции развития громад,

Недостаточный уровень самоорганизации населения для решения вопросов содержания и развития территорий, отсутствие соответствующих традиций по сравнению с западными регионами государства,

Уровень заболеваемости населения выше середнеукраинского,

Высокий уровень распаханности земель, несбалансированность природопользования,

Низкая обеспеченность сельских территорий питьевой водой,

Энергоресурсозатратность жилищно-коммунального хозяйства и промышленности,

Высокий уровень износа основных фондов,

Изношенность областных и районных дорог из-за недофинансирования,

Низкая степень институционализации экономики,

Недостаточная развитость студенческой инфраструктуры в областном центре, острый дефицит качественных объектов социально-культурной, спортивной и деловой инфраструктуры в районах области,

Неопределенности в системах количественной и качественной оценки имущества и земли; большой удельный вес населенных пунктов с границами, не утвержденными решениями соответствующих советов по законодательству,

Критическая (80%) зависимость объемов электрогенерации от поставки каменного угля, сосредоточенность 80% генерации на Змиевской ТЭС вместе с отсутствием высоковольтных магистральных электросетей с ОЭС Украины.

Высокий удельный вес социальных выплат в структуре доходов населения.

***

Возможности

Метрополизация региона; приобретение качеств одного из опорных центров в общеевропейской полицентрической системе регионов, выступающих основой конкурентоспособности своих стран и экономического сплочения Европейского континента,

Преобразование высшего образования и науки в полноценный сектор экономики региона. Закрепление в нише основной национальной "кузницы кадров" и основного национального экспортера образовательных услуг,

Освоение функции "Центра знаний" (Knowledge Hub) в масштабах Восточной Европы, конвертация интеллектуальной собственности в доходы,

Превращение в "Украинский Техас" путем либерализации доступа к добыче углеводородов (кредиты банков под разведанные балансовые объемы) и разведки перспективных месторождений,

Преобразование сельского хозяйства и агропереработки в драйвер социально-экономического развития районов на фоне роста мирового спроса на продукты питания,

Обеспечение энергобезопасности, энергонезависимости и конкурентоспособности региона за счет развития возобновляемой и альтернативной энергетики, низкоуглеродистой энергетики на собственной сырьевой базе (биомассе, буром угле, твердых бытовых отходах) с применением современных наилучших доступных технологий и локализацией производства оборудования,

Привлечение мировых брендов к энергоресурсоэффективной модернизации инфраструктуры ЖКХ благодаря низкой конкуренции и высокой рентабельности по аналогии со странами Восточной Европы. Преобразование ЖКХ в привлекательного работодателя, способного решить проблему занятости в районах и населенных пунктах области,

Полное использование потенциала электрогенерации энергетической системы региона за счет наращивания маневровых мощностей на местном топливе,

Формирование восточноевропейского центра конкурентоспособной индустрии на основе модернизации и внедрения новых технологий в традиционных отраслях промышленности (реиндустриализации),

Наращивание инвестиционной функции бюджетов за счет неналоговых поступлений и укрепления финансовой базы местного самоуправления в результате децентрализации власти в Украине,

Географическая диверсификация экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и вхождение в новые технологические цепи, использование возможностей освоения рынка ЕС и рынки третьих стран совместно с европейскими партнерами, выход на рынки США, Китая, стран Африки и Ближнего Востока.

***

Риски

Стремительный приток мигрантов из зоны проведения АТО, создающих дополнительную нагрузку на бюджет, инфраструктуру, рынок труда и жилья, правоохранительную систему и требующих масштабных программ реинтеграции,

Резкое увеличение рисков работы на традиционных рынках Российской Федерации, наличие рисков вхождения в новые рынки, где еще не сложились устоявшиеся связи и традиции партнерства,

Потеря конкурентоспособности секторов производства региона из-за неспособности модернизировать производство, вовремя перейти на стандарты ЕС,

Нарастание бедности среди слоев населения с низким уровнем квалификации и предпринимательской активности из-за потери конкурентоспособности традиционных секторов экономики, усиление безработицы среди молодежи,

Отток лучших кадров иерархически из села в Харьков, а из Харькова - в Киев или за границу,

Нарастание риска техногенных аварий из-за изношенности фондов систем жизнеобеспечения региона.

***

Справка "SQ". Стратегия развития Харьковской области до 2020 года является проекцией государственных и общеевропейских подходов к региону. Она определяет стартовые позиции области, а также систему приоритетов, которые имеют решающую роль в обеспечении целевого сценария развития области. Обязательным является наличие плана реализации Стратегии. Он, в свою очередь, будет состоять из конкретных проектов. Стратегия согласуется со стратегическими и операционными целями Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года и с тематическими целями Региональной политики ЕС в программном периоде 2014-2020 гг. Конкретные мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, будут отобраны на конкурсной основе и сгруппированы в программы в рамках планов реализации Стратегии развития Харьковской области, которые будут формироваться на 2015-2017 и 2018-2020 годы.

Источник: sq.com.ua

Автор: Алексей Грищенко, Денис Азаров

Новости портала «Весь Харьков»