22.12.2004
Просмотров: 337

Откройте секрет сценария.

Проверено на себе

Скажи мне твой номер – и я скажу, кто ты

Эту историю мне рассказала моя знакомая – женщина просвещенная, здравомыслящая и даже скептическая. Однако на развитие событий все эти прекрасные качества никак не повлияли: Зоя попалась на ту же удочку, на которую ловят испокон веков всех, желающих нежданной-негаданной удачи. Неважно, в чем... Данный вариант «удочки» достаточно хорошо продуман – чем и опасен. Но удача все-таки сопутствовала Зое. Правда, выразилось это в итоге не в призах от телефонной компании, а лишь в том, чтобы выйти из ситуации без потерь.

-Мне позвонили на мобильный (подключенный к «Джинсу») в воскресенье. Сейчас я думаю, что день выбрали не просто так: выходной, и обсудить происходящее, скорее всего, будет не с кем. Интернет тоже, скорее всего, недоступен... Очень быстро, буквально в течение 20-30 секунд, юношеским голосом сообщили следующее: мне звонят операторы «Джинса», мой номер выиграл в акции, проводящейся среди абонентов «Джинса», приз – цифровая камера и полгода бесплатных разговоров с любым абонентом «Джинса». Если меня это заинтересовало, я должна сама перезвонить по номеру, с которого поступил этот звонок.

Перезвонила, хотя уже что-то заподозрила. Меня сразу же спросили, буду ли я регистрироваться. Сказала, что буду. Записали мое имя и год рождения – и все. А теперь – внимание! - условия участия в акции: в течение 45 минут после этого разговора купить 2 карточки по 80 грн. для пополнения счета, перезвонить туда же и сообщить их номера. В любом случае камера – уже моя. А мне в ответ сообщат адрес офиса, где можно получить приз, и время, когда прийти туда со своим паспортом и налоговым кодом.

Я заподозрила неладное еще сильнее. Спросила, где могу найти более полную информацию об этой акции. Мне назвали адрес интернет-сайта – www.jeans.com.ua, и еще журнал, название которого я не запомнила. Разумеется, теоретически можно попытаться найти этот журнал или попасть на сайт, а потом уже покупать карточки… Но практически за отпущенные 45 минут этого сделать не успеешь, да и обычная человеческая жадность уговаривает не терять время на проверки. (На сайт я все-таки заглянула – потом. И обнаружила на нем столько различных акций, что на знакомство с ними не хватило бы и 45 часов. А нужной мне так и не нашла. Позвонила и по справочному телефону «Джинса» – по нему автомат рассказывает обо всех ныне действующих акциях. Но и там об этой акции ничего не услышала…) На слова о том, что сегодня – воскресенье, и сложно будет за 45 минут найти карточки, да еще и только 80-гривневые, меня успокоили: мол, подойдут любые номиналы, лишь бы общая сумма осталась та же – 160 грн. Но карточки ни в коем случае не активировать!.. Мне это совсем престало нравиться: я уже поняла, что это – «разводка». Но поняла, пожалуй, интуитивно. И так уж мне хотелось полгода бесплатных разговоров с сыном, у которого тоже «Джинс»!.. В общем, взяла я деньги и уже шла покупать эти карточки, но по дороге зашла в салон мобильной связи. Говорю: «Девочки, что бы все это значило?» А они мне: «Лохотрон!!!»…

Тайна ларчика

На том мой поход и закончился. А потом, когда горячка прошла, я сообразила: ведь если я сообщаю кому-то номер своей карточки, а сама ее не активирую – я ведь ее просто этому кому-то дарю?! Он и сам ее сразу активирует, без моего дальнейшего участия, и будет разговаривать по своему мобильнику на мои 160 грн., а я…

Оказывается, людям, занятым продажей и обслуживанием мобильных телефонов, эта «акция» уже известна. Им известно и то, что полученное от доверчивых абонентов «мобильное время» можно собрать вместе - на счет определенного абонента или на носитель - карточку. И пользоваться этим временем, как душа пожелает: можно на себя, веселого и находчивого, израсходовать, можно кому-нибудь продать… А вы бы отказались от карточки на 1000 минут за 100 грн.?! Вот я и думаю: возле входа в метро постоянно можно видеть этаких специальных мальчиков, с «мобильниками» в руках и табличками на груди: «1 минута разговора с любым оператором по Украине – 1 грн.». В массовом количестве они появились примерно месяц – два назад. На вопрос, почему так дешево, ни один мальчик вразумительного ответа дать не может. Или не хочет. Но мы ответ, кажется, уже знаем.

Автору этих строк год-другой назад уже предлагали такие «суперкарточки» по «суперцене». Озадачилась и не взяла… А вот эти мальчики у метро, похоже, никого не озадачивают. Даже сотрудников милиции. Впрочем, мы уже попросили их прокомментировать ситуацию со своей стороны. Но на момент выпуска газеты никакого ответа еще не получили.

Тайна ключика

Пока за дело не взялась милиция, придется самому себя беречь. От умелой атаки мелких мошенников, в принципе, никто не застрахован. Конечно, вы-то умнее Зои и никогда не поверите, что… Вы, наверное, никогда ничего не выигрывали? Или вам никогда не везло? А если везло, то вы знаете, как сладок миг удачи и обязательно захотите его повторить. И вы знаете, что это – не сказки, а реальность: повезло. Именно мне. Ни за что. За просто так!!!

Так что не судите Зою строго. Когда Мечта о Халяве соединяется с Азартом – это великая сила!

-У нашего народа, как это ни странно, вообще довольно высокий уровень доверчивости. Плюс низкий уровень защищенности от рекламной информации и особенно - от любой информации, которая приходит по официальным каналам. Можно сказать, что это – наши национальные особенности. И в какой-то мере это даже передается по наследству, - комментирует происходящее Алексей Светличный, кандидат психологических наук, директор консалтинговой фирмы «LTT-GROUP». (В своей производственной практике ему приходится уделять немалое внимание таким вопросам. ) - А низкий уровень критического отношения к происходящему - это именно то, что позволяет мошенникам «работать». Они либо пользуются расслабляющей ситуацией, когда у человека логика просто не успевает включиться и отреагировать адекватно - либо помещают человека в такую ситуацию сами, как в данном случае. Логика не успевает включиться именно потому, что создается иллюзия официальности поступившей информации. Я и сам на такое однажды чуть не попался…

-И отведенный срок - 45 минут - тоже служит для того, чтобы логика не успела включиться?

-Он скорее помогает создать иллюзию реальности. Ведь в реальных акциях обязательно существуют ограничения во времени. Поэтому оно и не вызывает сомнений, даже наоборот. И когда вам говорят, что у вас – только 45 минут, ваши мысли пойдут примерно таким путем: времени мало, а нужно успеть, а участников наверняка много, следовательно…скорее! И далее вы думаете уже только о том, как успеть.

-То есть реакции «клиента» вполне предсказуемы?

-Да, вполне. И они предусмотрены сценарием. Ведь любой «лохотрон» строится по одному и тому же сценарию. В ходе его «воплощения в жизнь» клиент программируется на те или иные действия, необходимые мошенникам. И выполняет их вроде бы по собственному желанию.

-Откройте секрет сценария.

- Во-первых, привлечь внимание к происходящему. Во-вторых, под тем или иным предлогом человека пытаются заставить совершить какое-то активное действие, которое связано с предполагаемым выигрышем или иным успехом.

После того, как человек начинает выполнять эти действия, пытаются снизить критичность его восприятия. Для этого стараются создать ощущение реальности, правдивости происходящего. Создают ощущение, что выигрыш – совсем рядом, показывают привлекательные «приманки». Следующий этап – человек наконец совершает действие, которого от него хотели и… оказывается в ловушке. Что самое интересное, побудительные мотивы у людей, занимающихся подобными проделками, могут быть самые разные – от наживы до того же азарта, какой затуманивает разум их «клиентов».

- Можно ли по каким-то признакам сразу понять, что это – ловушка?

-У таких ситуаций есть определенные «маркеры». Прежде всего – нереальные обязательства. Любого нормального человека должны смущать слишком крупные призы и легкость, с которой они достаются. Кроме того, ситуации, которые по статистике случаются крайне редко – а именно таков шанс выиграть в какой-либо лотерее… Они действительно случаются крайне редко.

- А как безболезненно выйти из этой навязанной игры?

- В данной, «телефонной» ситуации, это можно сделать в любой момент, пока вы не сообщили номера своих карточек. «Прелесть» этого «лохотрона» именно в том, что вы сами, без какого бы то ни было давления, все делаете за мошенника. Даже звоните ему за свой счет... Ситуации более сложные, рискованные, бывают. Но в основном это относится к уличному мошенничеству. Но это – уже отдельная тема.

- А почему выбрали именно абонентов «Джинса» - случайно?

- Думаю, нет. Именно этот пакет сейчас активно «продвигают» на рынок, в условиях жесткой конкуренции с другими пакетами. Поэтому рекламные акции у «Джинса» действительно есть и будут.

- Тогда, возможно, это и есть проделки конкурентов – создать впечатление, что подключаться к «Джинсу» просто опасно?

- Вряд ли. Все-таки конкуренция у нас идет, по большей части, цивилизованными методами. Кроме того, от подобных авантюр можно застраховаться навсегда – просто в них не ввязываться. Но есть другая опасность...

- Какая?

- То, что после публикации такая «игра» может стать всенародной.

Анастасия ХАРЬКОВА

Анастасия ХАРЬКОВА