01.01.2014
Просмотров: 561

Кто придумал Деда Мороза и почему славяне не сажали у дома елку

Дед Мороз и Снегурочка впервые появились на торжестве в Москве в 1937 году, а праздничные елки при Союзе начали ставить в Харькове

Доброго Деда Мороза, который приходит под Новый год с мешком подарков, придумали литераторы, театралы и художники, а настоящий Мороз, по народным поверьям, был синим, низеньким и злым. Об этом рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры этики, эстетики и истории культуры Национального технического университета Харьковский политехнический институт, директор Этнографического музея “Слобожанські скарби” им. Г. Хоткевича НТУ “ХПИ” Михаил Красиков.

"Фокус в том, что в старину у славян Мороз был очень злым и не обязательно дедом. Его образ особо не визуализировался", – рассказывает Михаил Михайлович.

По его словам, у этого персонажа было еще одно интересное имя – Зюзя. "Есть такое выражение: "в зюзю пьяный" – то есть совершенно невменяемый, сегодня бы еще сказали –“отмороженный”. Известный украинский этнограф и писатель Василий Скуративский в книге "Русалии" пишет, что “Зюзей” пугали детей. Считалось, что когда он дыхнет, может заморозить. Когда в холодную погоду открывается дверь на улицу, идет пар. По народным поверьям, этот пар – дыхание Зюзи, который представлялся небольшим, синим. Злость свою он вымещал на людях, животных, растениях", – говорит этнограф.

У украинцев был обычай "задабривать" Мороза на Рождество, чтобы спасти от холода домашний скот и урожай. "Есть масса вариантов, как это делать. Самый распространенный – хозяин брал в руки горшок с кутьей. Вся семья в это время уже сидела за столом. Прежде чем есть, хозяин выходил во двор, зачерпывал полную ложку кутьи и произносил такую фразу: "Морозе, Морозе, іди до нас кутю їсти!". Потом была пауза. В некоторых регионах, например, сосед (по договоренности) отвечал: "Иду!" Но, в основном, конечно, никто не отвечал. Тогда хозяин говорил: "Як не йдеш, то не йди і не морозь…", – и дальше шел перечень: ягнят, цыплят, поросят, телят – всех животных, которые были в хозяйстве. И себя, любимых, конечно, тоже упоминали. И все растения на огороде и в саду. Главным образом, это была профилактика не столько зимних морозов, сколько ранних весенних. Они наиболее опасны для огородников, – рассказал Михаил Михайлович.

По его словам, так же иногда звали Снежную Бурю, Град и некоторые другие негативные природные явления. "Это, кстати, замечательно, потому что, по народному мнению, с врагами нужно не бороться, а подружиться, сделать им что-то хорошее, вести диалог", – говорит Красиков.

Современный Дед Мороз, который носит детям подарки, по словам Михаила Михайловича, сформировался в литературе, театре, оттуда перешел на открытки и, в конце концов, вошел в жизнь. Одна из первых книг, в которых упоминаются Дед Мороз и Снегурочка в более-менее современном представлении, – "Поэтические воззрения славян на природу" известного фольклориста Александра Афанасьева.

"К сожалению, славяне не создали или не сохранили такой стройной мифологии, как греки и римляне. Ее достаточно сложно реконструировать. Книгу Афанасьева критиковали еще ученые Х1Х века за неосновательность многих предположений. Ну а уж сегодня выдумок на тему славянской мифологии – пруд пруди! Откройте интернет – там баек похлеще Афанасьева – море! " – говорит Красиков.

Под влиянием Афанасьева главных персонажей современного Нового Года изобразил в своей известной пьесе "Снегурочка" Александр Островский. "Кстати, пьеса совершенно не имела успеха, когда была впервые поставлена в 1873 году. Но в 1882 году композитор Николай Римский-Корсаков создал на основе этой пьесы оперу. И опера, собственно говоря, сделала знаменитым этот персонаж", – говорит Красиков.

Еще раньше, в 1840 году, появился Дед Мороз в рассказе "Мороз Иванович" интереснейшего писателя и мыслителя Владимира Одоевского. Можно вспомнить и поэму Николая Некрасова “Мороз Красный Нос”, и соответствующие стихи Плещеева и Полонского. "Образ Дедушки Мороза закрепила также известная песенка "В лесу родилась елочка", которая была создана еще до революции. Это стихотворение написала Раиса Кудашева в 1903 году. Мороз и Снегурочка упоминаются и у составителя “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Даля: «Снегурка, снежник, снеговик – складенный из снега болван, подобие человека»", – рассказал известный этнограф.

Кстати, Снегурочка и у Островского, и у Римского-Корсакова – дочь Деда Мороза, а не внучка. А ее мать – Весна-Красна. По другой версии, женой Деда Мороза была Зимушка-Зима. В популярном фольклорном сюжете “родителями” Снегурочки были некие бездетные старик со старухой, вылепившие с тоски снежную бабу, неожиданно превратившуюся в девочку.

На рождественские елки до 1910 года Дед Мороз не ходил. Едва в 1910 году он впервые появился в одном из детских садов, ребята испугались и расплакались, и даже когда руководительница сняла с Деда Мороза страшную бороду, подходить к нему и брать подарки дети боялись. Впервые Дед Мороз и Снегурочка появились вдвоем на новогоднем празднике только в 1937 году в Колонном зале московского Дома союзов ”, – говорит Красиков.

Кстати, традиция ритуально использовать елку у славян не была исключительно новогодней: ель участвовала во множестве обрядов. Связано это с тем, что она вечнозеленая и колючая. Это очень важно. Почти все колючее в народной культуре является оберегом. На Ивана Купала, к примеру, перепрыгивают не только через костер, но и через крапиву, репейник, колючки. Считается, что на колючках все болезни зацепятся. Колючки ели отгоняют нечистую силу. В некоторых регионах первый раз корову доили через две веточки ели, сложенные накрест", – рассказывает этнограф.

Кроме того, по его словам, обычай делать поминальные венки из сосны на самом деле, по древним поверьям, имеет магическое значение – отгон злых духов и защита живых людей от “нечистых” покойников.

К середине ХІХ века в городах России закрепляется традиция ставить рождественскую елку, чему свидетельство – рассказ Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на елке”, а в сельской народной культуре не было праздничных елок. В городах елки ставили в богатых домах и устраивали праздники с елочками для сирот, бедных, в приютах", – замечает Красиков.

В Украине на Рождество ставили не елку, а дидух. "Это последний сноп жита, который сжали на поле и торжественно принесли в хату. Его украшали, хранили до Рождества. Это был главный атрибут праздника, а никакая не елка. А когда пришла Советская власть, Рождество как таковое практически запретили отмечать. Какие там елки! Правда, в 20-е годы были попытки праздновать “Красное Рождество”, но оно не прижилось", – говорит Михаил Михайлович.

В СССР традиция ставить елку на Новый год зародилась в Харькове в 1935 году. "В 1934 году столица переехала из Харькова в Киев. Огромный дом, бывший Дом дворянских собраний, а при СССР – дом Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета, освободился. Было принято очень мудрое решение это самое лучшее в городе здание передать детям. В 1935 году там был открыт первый в мире Дворец пионеров и школьников. Опекал его один из тогдашних руководителей Компартии Украины Павел Постышев. Ему пришла в голову идея ходатайствовать перед Сталиным о том, чтобы вернуть детям елку. В ноябре 1935 года Иосиф Сталин произнес свою знаменитую фразу: "Жить стало лучше, жить стало веселее!". Иллюстрируя то, что это действительно так, Постышев поставил вопрос на пленуме ЦК ВКП(б) о том, чтобы вернуть елку – разумеется, не на Рождество, которого как бы не было, а на Новый год. 28 декабря 1935 года в газете "Правда" было опубликовано его обращение, главный смысл которого состоял в том, чтобы организовать детям хорошую елку. Причем он призвал к этому все горсоветы и райсоветы. Естественно, никто за два дня отреагировать не успел. А в столичном Харькове по указу Постышева первая елка зажглась 31-го декабря 1935 года как раз перед Дворцом пионеров", – рассказывает Красиков.

Хоть ель и считается позитивным “праздничным” деревом, по народным поверьям, сажать ее около дома нельзя. "Есть такое понятие: амбивалентность, то есть двоякость. Один и тот же объект может быть и хорошим, и плохим. Слово “елка” – женского рода. Ель – неплодное дерево. Считается, что, посадив его возле калитки, можно “отбить” от хаты мужиков. Женщина может рано овдоветь. Если в доме живут девчата, они могут остаться вековухами, то есть не выйти замуж. А если молодая семья – мальчики рождаться не будут или вообще семья может остаться без потомства. Елочка красивая, ее многие теперь сажают, но люди, укорененные в традиционной народной культуре, ее очень даже побаивались", – говорит этнограф.

"С другой стороны, мы знаем, что есть черниговская икона Божьей Матери – "Елецкая". Известно достаточно много рассказов, когда лик Богородицы являлся на ели. Богородица ее избирала, по легенде, в качестве особой милости за то, что ель когда-то укрыла ее ветвями во время бегства в Египет (за это, кстати, елочка и стала вечнозеленой). Однако по другим народным рассказам, на ели с большим успехом могли водиться домовые, русалки или черти", – рассказал Михаил Красиков.

Источник: segodnya.ua

Фото из блога Natalka-Tasa