05.02.2014
Просмотров: 601

Что делать, если вдруг перестал узнавать своего ребенка

Какие этапы развития проходят дети с 6 до 18 лет, и как вести себя родителям
Отдав ребенка в шесть лет в первый класс, родители часто думают, что дальше он будет развиваться и без их участия  — учителя со всем справятся сами. Специалисты рассказали нам, почему это не так, через какие сложные этапы проходит школьник и как помочь ему справиться с кризисом подросткового периода.

НЕ РЕВНУЙТЕ К УЧИТЕЛЬНИЦЕ

Основная деятельность ребенка в 6—10 лет — обучение. Если не обеспечить ему возможность заниматься ею, начнется задержка не только интеллектуального, но и психологического развития.
«Это самый важный возраст в плане управления развитием, — говорит заместитель директора Института психологии им. Г. Костюка Национальной академии педагогических наук Александр Музыка. — В младших классах на 90% определяется направление развития личности. А в старших — только на 4—10%.
Первоклассник вступает на путь ответственной зависимости. Раньше ребенок делал, что хотел, а теперь делает то, чего от него хочет общество, — ходит в школу. Это уже огромный шаг к взрослению, к интеллектуальному и социальному развитию. Внимательные родители замечают, что после двух месяцев в первом классе ребенок уже кардинально отличается от сверстника, который в школу не ходит».
Психологи считают, что самое главное для родителя в этот период — выбрать хорошого классного учителя, который будет максимально помогать развитию их ребенка. От педагога теперь будет зависеть больше, чем от родных. «В младшей школе дети очень ориентированы на учителя, — поясняет Александр Музыка. — Родители иногда даже начинают ревновать, потому что их чадо настаивает, что будет делать так, как учительница сказала. Это ничего — позже начнется фаза критического отношения к преподавателям. А пока ребенок очарован, стоит его в этом поддержать: «Да, твоя учительница — самая замечательная».

ЖЕЛАНИЕ БУНТА, ИЛИ КАК РАЗВИТЬ ИНТЕРЕС У ПОДРОСТКА

С 10—12 лет начинается подростковый возраст. «Раньше считалось, что он длится до 14—15 лет, но сейчас очевидно, что он доходит до 18, а иногда — и до 20 лет, — рассказывает Александр Музыка. — Увеличился срок обучения детей. Раньше можно было отучиться 8 классов и пойти работать в 15 лет, а сейчас молодым людям и в 20 не очень хочется трудиться. Это ситуация повсеместная — с развитием цивилизации подростковый возраст продлевается».
В 10—13 лет начинается кризис, который напоминает кризис двух-трех лет, когда ребенок требует больше самостоятельности, чем родители готовы ему предоставить. «Если в три года ребенка сломали и не дали ему самостоятельности, в 13 лет побоялись дать, то в 30 лет он уже не захочет ее брать», — считает психолог.

ДАЙТЕ ЕМУ СБЕЖАТЬ С УРОКОВ.

В этот период — средняя и старшая школа — ребенку необходимо попробовать себя в разных социальных ролях, обзавестись различными увлечениями. «Очень важно, чтобы ребенок знал, что способности можно развить, — рассказывает Александр Музыка. — Вот он чего-то не умел, не мог, но попробовал, поработал — и теперь у него получается. Это очень ценный опыт. И не нужно загонять подростка в какой-то один вид деятельности и дрессировать. Наоборот — пускай у него будет целое поле возможностей, из которых он выберет несколько, чтобы утвердиться в собственных силах, пройти путь от нуля и до среднего или высокого успеха. Если ребенок попробовал себя в нескольких видах деятельности и добился успеха, он, в принципе, уже готов к нашей переменчивой жизни».
Впрочем, многие школьники сейчас закрываются в своем виртуальном мире и не желают добиваться успехов ни в чем, кроме компьютерных игр. «Это защитная реакция на экспансию родителей, — считает психолог. — Нужно, чтобы у ребенка был выбор не из двух видов деятельности, а из 10—12, и чувство, что решение он принимает самостоятельно. Если родители тонко создадут для подростка такую ситуацию развития, когда он думает, что выбирает сам, — дело пойдет. Например, гуляете с сыном, зайдите в Центр технического творчества. Просто так, посмотреть на самолетики. Ребенок, конечно, может заскучать, а может и заинтересоваться. «Можно мне записаться в кружок?» — «Что ты, сынок, тебе учиться надо». Посмотрели и ушли. Дождитесь, пока ребенок сам сбежит с уроков, чтобы в этот центр записаться. Кто-то скажет: «А зачем ему это нужно для жизни?» Но дети не такие прагматичные — им не бывает «нужно-не нужно», бывают только «интересно-не интересно». В любом случае это отвлекает от улицы, от компьютера. Самое большое удовольствие ребенку этого возраста доставляет ощущение того, что он развивается — вчера не мог что-то, а сегодня может. Кроме того, все это приводит к появлению новых коллективов: подросток учится налаживать сотрудничество, переживать взлеты и падения, эмоции, которые укрепляют волю».

ТАЛАНТ ЕСТЬ У КАЖДОГО

Развитие способностей — процесс очень индивидуальный, считают психологи. «Есть дети, которые начинают рисовать еще до года, — говорит семейный психолог Татьяна Филь. – А бывает, что ребенок до 10 лет не проявляет никакого таланта в изобразительном искусстве, а потом поступает в художественную школу и занимается намного успешнее сверстников, которые рисовали всю жизнь». Так что формула «чем раньше, тем лучше» срабатывает не всегда.
Тем не менее с шести лет все возрастные ограничения снимаются, и уже с первого класса можно заниматься музыкой, искусствами и спортом. Чем раньше ребенок получит нужные навыки, тем проще ему будет в дальнейшем. «Бывают интересные случаи, когда мальчишки в 15 лет начинают заниматься акробатикой и буквально после 2—3 месяцев занятий получают призовые места на соревнованиях, — говорит Татьяна. — Это способные дети, которые раньше просто не занимались. Но в основном, конечно, если ребенок не тянулся, не качался и в 12—13 лет пришел впервые в спорт, то ему будет нелегко». Таланты есть у всех детей, считают психологи. Но не нужно ждать, пока они с бухты-барахты проявятся сами собой — пускай ребенок пробует себя во всем, а затем уделяет внимание тому, что ему интереснее.

Источник: Сегодня