18.07.2016

Гены не виноваты: открытие

Низкий уровень интеллекта и распространенность психических заболеваний часто являются характеристикой бедных людей. Генетики утверждают, что наследственность играет важную роль в обеих проблемах.

Такое мнение особенно популярно среди членов правящей элиты, которые любят считать, что их положение является результатом генетического превосходства, а не помощи, полученной от родителей, пишет The Guardian.

Однако, как недавно отметил ведущий психолог Кен Ричардсон, в свете выводов проекта «Геном человека» эта идея стала абсурдной. Напротив, малое влияние генетики на развитие этих характеристик указывает на то, что, изменяя общество в правильном направлении, можно практически искоренить не только низкую успеваемость и психические заболевания, но также преступность и такие проблемы, как злоупотребление психотропными веществами.

С тех пор, как первые результаты проекта были опубликованы 16 лет назад, было обнаружено, что гены оказывают существенное влияние на физические черты, такие, как рост и вес, так что можно было бы ожидать того же самого и в психологии. Но ведущий британский генетик Роберт Пломин из Королевского колледжа в Лондоне не обнаружил каких-либо конкретных вариантов ДНК, которые оказывали бы существенное влияние на различия в нашей психологии.

Ученые называют это потерянной наследственностью. Но есть веские основания полагать: наследственность этих черт на самом деле не потеряна — ее просто не существует.

Конечно, даже если генетических различий обнаружить не удалось, это не значит, что все зависит от воспитания. Например, известно наверняка, что внутриутробное развитие может иметь большое влияние на такие детские проблемы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Также очевидно, что многие дети, страдающие аутизмом, рождаются с патологиями головного мозга.

Однако если у детей проблемы с математикой, то понимание того, что генетика к ней отношения не имеет, значительно повышает вероятность исправления.

В рамках исследования большой выборке детей рассказали, что их способности к математике не являются чем-то заданным изначально. Два года спустя их результаты значительно улучшились: чем сильней была изначальная уверенность в фиксированности способностей, тем значительней оказалось улучшение. Кроме того, когда родители и учителя считают, что способности детей подвержены коррекции, у учеников есть больше шансов на улучшение.

Если предполагать, что каждый ребенок имеет потенциал для успеха, и вложить нужные ресурсы в систему образования, в конечном итоге можно оказаться на верхних строчках мировых рейтингов.

Существуют аналогичные доказательства и в отношении людей с психическими заболеваниями. Если они верят в то, что страдают от неизлечимого генетического заболевания, их состояние ухудшается. А перспективы еще хуже, если их семьи или лица, осуществляющие уход за ними, тоже в это верят. Но ключевой ингредиент, который проходит сквозь поколения, — это не гены, а методы воспитания. Около 70% детей, переживших жестокое обращение в семье, стали издеваться и над своими детьми.

Но родители не должны чувствовать себя виновными, если их дети не справляются. Им нужно помочь понять, что их родители, дедушки и бабушки имели проблемы, которые и передали через воспитание. Таким образом можно разрушить циклы плохой успеваемости и неуспешности. Следование же генетической истории не сулит никакой надежды.

Психическое здоровье детей в значительной степени улучшается за счет любящего и позитивного воспитания. Точно так же причинами психических заболеваний часто являются плохое обращение и социальное неблагополучие.

В рамках исследования выяснилось, что человек, страдавший от плохого обращения в детстве, имел в 193 раза больше шансов стать шизофреником, чем тот, кто от такого обращения не страдал.

То же самое касается и других психических заболеваний. В наиболее точном исследовании, наблюдавшем детей с раннего возраста, у 9 из 10 пострадавших от жестокого обращения к 18-летнему возрасту развились психические заболевания.

Источник: vecherniy.kharkov.ua