08.01.2014
Просмотров: 416

Как легко сдать сессию: советы и секреты от ведущих тренеров

Скоро студентам предстоит очередное испытание под названием сессия. А это значит, что их ждут дни и ночи напряженной зубрежки. Но учиться можно куда более приятными способами. О них расскажут тренеры центров интеллектуального развития.
КОНСПЕКТЫ И ШПОРЫ
Руководитель тренингового центра «Шалений равлик» Елена Калачикова предлагает конспекты… рисовать. «Найдите простую ассоциацию, которую можно изобразить в виде значка, — говорит тренер.  — Если текст большой, можно рисовать пиктограмму к каждому абзацу. Затем нужно обязательно воспроизвести материал по этому конспекту. Рисунки можно использовать и в качестве шпаргалок. Преподаватель даже не поймет, что это такое». Еще лучше не просто конспектировать учебники в образах, а сразу составлять схемы с пиктограммами. «В центре вы пишите тему, а вокруг — подтемы, стрелками обозначая связи между этими блоками», — говорит Калачикова. «Для каждого вопроса в билете можно сделать компактную схему на странице А4, — рассказывает тренер центра «Новые люди» Антонина Вершинина.  — Информация, написанная в виде сплошного текста, плохо усваивается, а символы и схемы хорошо «фотографируются» сознанием, если вы составили их сами».
ВКЛЮЧАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ
На подготовку к экзамену нужно выделить хотя бы несколько дней, считает тренер по коммуникациям Наталья Грабовская. Прочитать и выучить 400-страничный талмуд в последнюю ночь никакие методы не помогут. «Если времени осталось мало, то из всего объема информации нужно выделить самое главное,  — говорит Наталья. — Изучить все в подробностях уже не получится, поскольку наши возможности не безграничны. Постарайтесь найти в этой информации что-то интересное лично для вас — параллели, парадоксы, тенденции, —  тогда вы легко ее усвоите».  «Наша память держится на трех китах: это образы, воображение и ассоциации, — говорит Елена Калачикова. — Если мы научимся ясно представлять себе явления, события и связывать их с другой информацией, которая уже есть в голове, тогда будет легче запоминать».
Пожалуй, самый распространенный пример использования данного принципа — это простая фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». С ее помощью дети запоминают основные цвета видимого спектра. Но его можно применять для запоминания самых разных понятий и последовательностей. И фантазия может оказаться полезней, чем зубрежка.
ДАТЫ И ЧИСЛА ОЖИВАЮТ
Для запоминания дат и статистических данных также можно использовать воображение. «Каждую цифру можно ассоциировать с каким-то образом. Например, 1 — это гвоздь или Буратино, 2 — лебедь, 3 — верблюд, 4 — стул и так далее. Потом эти образы надо связать в одну историю», — говорит Алена Федорова, руководитель центра «Факирра». «Чем прикольнее и абсурднее будет связка, тем проще представить это действо и тем лучше число отложится в памяти», — поясняет Елена Калачикова. Также можно ассоциировать числа с событиями истории или собственной жизни. Например, 45 — окончание войны, 26 — Чернобыль, 18 — совершеннолетие и т.д.

ЗАПОМИНАЕМ ИМЕНА И ТЕРМИНЫ
Чтобы запомнить научные термины или иностранные слова, можно использовать метод созвучий. «Находим созвучное слово, которое мы уже знаем, и связываем с новым термином, — поясняет Елена Калачикова. — Можно даже разложить сложный термин на несколько слов. Например, «оксюморон» представляем так: «Оксана (Окс) с юмором, к тому же мужчина (он)». То же касается и правописания слов. Например, чтобы запомнить, что в слове «винегрет» первая гласная «и», а вторая — «е», можно сочинить такую фразу: «Вино пьет негр и заедает винегретом». Фамилии также легче запоминать по принципу звуковых ассоциаций. А имена — если вы будете ассоциировать их со знакомыми или известными тезками.
ВДВОЕМ УЧИТЬСЯ ВЕСЕЛЕЕ
Наталья Грабовская считает, что готовиться к экзаменам лучше в паре. Студенты по очереди выступают в роли педагога и опрашивают друг друга. «Есть большая вероятность, что ваш напарник задаст вопрос, на который вы не знаете ответ, — говорит тренер по коммуникациям. — Тогда вы найдете и обязательно запомните информацию. Потому что была стрессовая ситуация, вас поставили в тупик, вы думали, искали — это обязательно отложится в голове. Кроме того, рассказать что-то кому-то — это сам по себе действенный метод усвоить знания». Живой разговор будет эффективнее зубрежки, когда вы по 10 раз тараторите одно и то же. «Повторение — мачеха учения», — считают тренеры.

Источник: "Сегодня"