27.10.2008

Почему дети не хотят учиться?

Кто-то постоянно балуется и пытается обратить на себя внимание, а иной все время прячется за чужими спинами, отмалчивается или грубит, всем своим видом показывая, что его лучше не трогать вообще. Кто-то начинает выпрашивать оценки, пытаясь манипулировать учителем, а кто-то списывает у товарищей, вымаливая, шантажируя или даже покупая (в старших классах и это, к сожалению, бывает) решение задач. И вместе с тем, несмотря на самые различные проявления, дети, которые плохо успевают, в большинстве своем имеют абсолютно нормальный уровень интеллектуального развития, а трудности в обучении обусловлены совершенно определенными причинами.

РЕБЕНОК, УЧИТЕЛЬ, РОДИТЕЛИ И ПРОБЛЕМА

Причины, которые приводят к школьной неуспеваемости, у всех разные, но попробуем все-таки определить некоторые основные категории. Как бы ни вел себя на уроках или дома неуспевающий ученик, я хочу, чтобы родители поняли главное - нет плохих, тупых, неорганизованных, невнимательных и бестолковых детей, а есть Ребенок, Учитель, Родители и проблема, которая не позволяет учащемуся стать сначала хорошим учеником, а впоследствии -успешным человеком в жизни. И только объединив свои усилия, разобравшись в причинах, мы можем начать борьбу именно с проблемой, помогая тем самым маленькому человеку.

ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ

Нежелание учиться - это то, что специалисты называют "отсутствием мотивации". Любые наши действия или начинаются, или продолжаются благодаря мотивации. Это своеобразный двигатель человеческого поведения. Если у учащегося мотивация (или заинтересованность) в познании нового достаточно сильная, то о нем обычно говорят: ребенок упорный, старательный, настойчивый, может достичь поставленной цели. Особенно это становится очевидным с наступлением подросткового возраста. Те, у кого четко определенной цели нет, учатся вяло, нестабильно, совершенно не используя свой интеллектуальный потенциал, часто могут пропускать занятия. К выпускному классу вообще теряются: как бы "просыпаются", начинают осознавать, что времени для определения с будущим осталось очень мало, и тогда начинаются проблемы. Одни мечутся, перегружая себя репетиторами, курсами, хватаясь за все и сразу, нервничают и тем самым вокруг себя создают невыносимую обстановку.

Другие отрицают все, ничего не хотят, грозят "уйти из дома", "жить со своим молодым человеком и где-то работать". Хотя на самом деле это прежде всего страх, страх принять решение и заставить себя, в конце концов, целеустремленно что-либо делать. Третьи "витают в облаках" и думают, что только их и ждут самые престижные вузы, явно переоценивая свои способности и знания. А ведь время не ждет...

Как бы там ни было, чтобы избежать в старшем школьном возрасте подобных проблем, нужно создать такие условия для школьника, чтобы учеба приносила радость, радость познания нового, умения преодолевать трудности на пути к овладению этими знаниями, то есть "замотивировать" ребенка на успешную учебу. Ни в коем случае выполнение домашних заданий не должно происходить в обстановке постоянных ссор и конфликтов. Нельзя и наказывать ребенка за какие-либо провинности чтением: ведь кроме отвращения к книгам вы ничего не добьетесь. И еще одно. Есть замечательное изречение: "Когда отец в последние годы и в руки книгу не брал, а говорит: "Читай, сынок!", то толку не будет"...

НЕДОСТАТОЧНЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Я часто сталкиваюсь с тем, что далеко не всегда детей учат эффективным методам обучения. Как именно правильно составить конспект, отделить главное от второстепенного, быстро и качественно обработать большой объем информации, логически грамотно построить свой ответ или просто выучить стихотворение? И здесь тоже не обойтись без помощи родителей или старших братьев, сестер, которые просто могут поделиться своим опытом. Как же часто, спрашивая, "Как ты учишь урок?" у учащихся, я слышу в ответ: "Читаю помногу раз от начала и до конца. Пока не запомню". Представляете, сколько напрасно потрачено сил и времени? А самое главное, если к контрольной или экзамену процентов 10-20 от выученного в памяти у особо талантливых остается, то это еще и замечательно.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ У РЕБЕНКА

Сюда можно отнести и страх потерпеть неудачу, и комплекс неполноценности, и критический настрой, и семейные конфликты. К сожалению, некоторые родители, вместо того, чтобы поддерживать у ребенка веру в свои силы, радоваться малейшим проявлениям успеха и стараниям, ставят слишком высокую планку в ожиданиях. Завышенные требования, отсутствие гибкости, нежелание вникнуть в проблемы ребенка и приводят к повышению тревожности, снижению мотивации к учебе. Иногда родители свои несостоявшиеся в жизни мечты переносят на свое чадо: "Раз у меня не вышло, ты должен достичь этого обязательно!". А ребенок-то ведь другой, и вовсе он не обязан выполнить в жизни то, что вам не удалось, - у него своя жизнь, свой характер и способности. А если слишком будете усердствовать, здесь уже вступают в действие защитные механизмы детской психики: может произойти и нервный срыв. Именно депрессия и состояние тревоги, переживаемые учащимся, приводят к снижению концентрации внимания, невозможности полностью использовать возможности памяти или просто к тому, что ребенок усваивает далеко не положительный поведенческий стереотип, когда сложное, или даже не очень, откладывается "на потом"... Другие же родители, наоборот, слишком увлечены собой, своей карьерой, своими проблемами. Их или вообще мало интересуют успеваемость и переживания ребенка, или они свое нежелание работать в этом направлении оправдывают словами: "Вырастет деточка, и все образуется". Только ведь сам по себе растет лишь сорняк, а за садом нужно долго и кропотливо ухаживать...

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА

Низкая самооценка - тоже немаловажный фактор сниженной мотивации к обучению. Ощущение собственной несостоятельности, никчемности, неполноценности, недооценка своих возможностей и сил никоим образом не будут способствовать стремлению учиться. Кто захочет лишний раз убеждаться в своем бессилии или неспособности к чему-то? А ведь детская психика намного более ранима, нежели у взрослого человека.

ВНЕШНИЙ ВЕКТОР КОНТРОЛЯ

"Внешний вектор контроля" - весомая причина плохой успеваемости. Наши представления о том. от кого или чего зависит наша жизнь, успехи и вообще будущее, называются Вектором контроля. Если он внутренний, человек прежде всего спрашивает себя: "Где я допустил ошибку? Где не приложил достаточно усилий, стараний и прилежания? Как мне все исправить и больше не допускать подобных промахов?" А вот если вектор контроля внешний, то тогда берегись: и день был "не мой", и звезды не сулили ничего хорошего на сегодня, и не повезло с вариантом (или номером билета), и кошка дорогу перебежала. Тогда у школьника четко формируется мысль: "От меня почти (или совсем) ничего не зависит. Чего же тогда "напрягаться?".

Если причин, которые приводят к плохой успеваемости несколько, и они уникальным образом объединяются, тогда ждите возникновения особенного типа поведения человека. Такой тип поведения выросший школьник может пронести через всю жизнь, и он никак не скажется благоприятным образом и на карьере, и на успешной самореализации в других областях, Конечно, если вы, родители, вовремя не поможете.

По материалам www.rubik.org.ua