05.05.2015

Самые популярные исторические заблуждения

Нет никаких свидетельств тому, что викинги носили рогатые шлемы. Шлемы были самые обычные, закрывавшие верхнюю часть лица и нос, – такие же, как у всех воинов в то время.

На самом деле «рогатые» викинги – это сценарный костюм, который появился в 1876 году во время постановки оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов».

По легенде, Марко Поло был первым, кто привез лапшу из Китая в XIII веке. Но впервые эту «утку» запустил Macaroni Journal в 1920-х годах, чтобы популяризировать продукт в США. В своих путевых заметках Марко Поло в действительности описывал нечто, похожее на пресный постный хлеб – «лагану», который попробовал в Поднебесной и который также производится из муки твердых сортов. В Италию макароны завезли ливийские арабы еще в VII веке, а значит, Марко Поло уж наверняка был знаком с продуктом, который на его родине ели уже шесть веков подряд.

Отчего-то считается, что в Средневековье люди редко доживали до 30 лет и в этом возрасте уже считались глубокими стариками. На самом деле это заблуждение появилось из-за того, что средний возраст человека Средневековья, который выводят ученые, был небольшим из-за высокой детской смертности. Но если тебе повезло пережить все детские болячки и не сыграть в ящик, то жить ты мог ничуть не меньше, чем сегодня. Например, среднестатистический молодой человек, достигший 20-тия в средневековой Англии и не умерший от свинки или не убитый в бою, совершенно замечательно доживал до 64-67 лет.

Мария-Антуанетта не говорила сакраментальную фразу «так пусть едят пирожные», в ответ на сообщение о том, что у народа нет даже хлеба. Впервые фраза появилась в «Признаниях» Руссо, когда Марии-Антуанетте было всего-то десять лет, и принадлежала она на самом деле Марии-Терезе, жене Луи XIV. Да и то, если быть точным, Мария-Тереза произнесла «Qu'ils mangent de la brioche» – «Так пусть едят бриоши» (выпечка из муки тонкого помола, более дорогая). Дело в том, что по закону, если дешевый хлеб заканчивался, булочники обязаны были продавать хлеб из более дорогой муки за те же деньги (чего они, впрочем, не хотели делать, разумеется). Марии-Антуанетте эти слова приписали уже после ее казни.

У Джорджа Вашингтона были не деревянные зубы. Согласно исследованиям антропологов из Университета Питсбурга (совместно с Национальным музеем США и Смитсонианским музеем), искусственная челюсть первого президента Америки, который лишился зубов из-за цинги, была сделана из золота, слоновой кости, свинца и целого набора самых настоящих зубов, среди которых были и человеческие, и зубы животных (в частности – лошадиные и ослиные).

Антонио Сальери не завидовал Моцарту и не имел никакого отношения к его смерти. Два великих композитора работали совершенно в разных музыкальных жанрах. Между тем, историки утверждают, что это, скорее, Моцарт завидовал старшему и намного более успешному Сальери, который сколотил неплохое состояние на своих сочинениях, в отличие от Вольфганга Амадея. А, что касается «отравления» Моцарта Сальери – спасибо Пушкину за это.

Красавица и лидер Аргентины Эва Перон никогда не произносила приписываемую ей фразу «Я вернусь, и нас будут миллионы». На самом деле ее сказал лидер восстания индейцев в Боливии Тупак Катари в 1781 году незадолго до своей казни. А вот Эве Перон эту фразу приписал поэт Хосе Мариа Кастиньера де Диос в поэме, написанной через десять лет после ее смерти. Скорее всего, фразу эту он взял отнюдь не у несчастного индейского вождя, а из фильма с Кирком Дугласом «Спартак».

Наполеон Бонапарт не был коротышкой, как о нем принято думать. Более того, он был даже немного выше среднестатистических французов тех времен. На момент смерти его рост был 5,2 французских футов, то есть 169 см. Фишку про коротышку запустили англичане, услышав эту цифру – 5,2", что в английской мере длины составляет 158 см. Возможно также, легенда о малорослости Наполеона пошла от его клички «Маленький капрал» (Petit Caporal).

Альберта Эйнштейна не выгоняли из школы за неуспеваемость по математике, как это принято считать. Более того, сам Эйнштейн говорил: «Я никогда не заваливал математику... Когда мне не было еще пятнадцати, я великолепно освоил дифференциальное и интегральное исчисление». Эйнштейн действительно провалил экзамен при поступлении в Высшую городскую политехническую школу в 1895 году, но не по физике и математике, которые он сдал на отлично, а по философии. Кроме того, нельзя забывать, что как вундеркинд, Эйнштейн, поступавший в высшее учебное заведение, был на два года младше прочих абитуриентов.

Источник: vecherniy.kharkov.ua