04.09.2015

Ученые выяснили, почему комаров привлекают люди

Новые исследования помогли ученым понять причину любви комаров к запаху человека. Оказалось, что эта особенность выражена на генетическом уровне. Очень давно предки кровососущих насекомых переключились на людей и стали переносчиками таких смертоносных заболеваний, как денге и желтая лихорадка. Такой вывод сделали авторы исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Nature.

Ученые считают, что комары не всегда нуждались в человеческой крови. Оказывается, их предки предпочитали питательные вещества лесных животных. Однако несколько тысяч лет назад некоторые комары сменили свой рацион питания. Это был очень удачный шаг с точки зрения эволюции.

Для изучения ученые выбрали вид комаров Aedes aegypti, который живет близко к человеческим жилищам. Как объяснил один из авторов исследования Лесли Фоссхолл, человеческий образ жизни идеально подходит для комаров. В нашем жилище всегда есть вода, которая нужна насекомым для размножения. Человеческое тело не покрыто шерстью, люди живут в коллективе. Конечно, насекомым пришлось привыкнуть к жизни в домах, приспособиться к размножению в бочках и кувшинах с чистой водой.

Группа ученых начала изучать эволюционную основу взаимоотношений комаров и людей. Специалисты акцентировали внимание на генетике. Так, ученые обратили внимание, что на побережье Кении на расстоянии нескольких сот метров обитают два различных подвида насекомых. Оказалось, что черные комары (Aedes aegypti formosus) откладывают яйца в лесу и кусают животных, а коричневые «домашние» (Aedes aegypti aegypti) держатся рядом с человеческим жилищем и пьют кровь людей. Как объяснили ученые, в этой местности можно наблюдать, что происходило тысячи лет назад.

В процессе исследований для определения генов, которые отвечают за привязанность к человеку, ученые скрестили комаров обоих подвидов, а затем проанализировали предпочтения гибридных особей. Результаты показали, что в усиках любителей человеческой крови более активны 14 генов. Среди них был обнаружен Or4 - ген одного из обонятельных рецепторов.

Исследователи выяснили, что Or4 реагирует на определенный запах. В процессе работы ученые обнаружили важное химическое соединение - сулькатон. Специалисты предположили, что именно это вещество делает человеческий запах привлекательным для комаров. В процессе экспериментов сулькатон добавили на кожу морских свинок, однако эти животные не стали привлекательными для кровососов. Вот почему ученые сделали вывод, что обнаруженное вещество – не единственная причина тяги комаров к человеку. Специалисты будут продолжать свои исследования. Они надеются найти другие компоненты, на которые реагируют комары.

Источник: gogetnews.info