23.04.2014

Звездные весы человечества

Люди взрослые и воспитанные не обсуждают смысл жизни. Вопрос должен быть закрыт по достижении совершеннолетия. Ответ: нет никакого смысла. Если приспичит — сходи в ближайшее отделение ЗАО РПЦ или конкурирующей фирмы. Роди ребенка. Равняйся на знамя. Собери все номера журнала «Шахматы в СССР».

О целях нашей цивилизации приличные люди толкуют еще меньше. Как говорится, не тронь лихо, пока «Титаник» плывет. Не перебить бы друг друга — вот вечный пункт номер один на повестке дня.

Это разумно. В обыкновенные дни я тоже думаю только так. Но, к счастью, дни бывают и необыкновенные.

Ну, пускай не дни. Мгновения. Вы знаете: те самые, которые потом помнишь, напрочь забыв все остальное. Вот был день, и ты как-то встал, чем-то завтракал, о чем-то бубнил, что-то разруливал, с кем-то ругался, куда-то ездил после работы. Может, даже поступок совершил благородный. А в памяти остались две секунды весеннего неба между многоэтажками. Или одно текстовое сообщение.

___________________________

Этой весной наша цивилизация получила как минимум два таких сообщения.

17 марта команда астрономов, измеряющих температуру небес при помощи прибора BICEP2 на Южном полюсе, объявила, что в реликтовом микроволновом излучении видны четкие следы гравитационных волн, предсказанных инфляционной моделью Вселенной.

Ровно через месяц, 17 апреля, другая команда астрономов — она обрабатывает данные орбитального телескопа «Кеплер» — представила миру Кеплер 186f, первую экзопланету земных размеров, находящуюся в зоне обитаемости.

Вы наверняка видели эти сообщения в ленте новостей. Мельком, среди бесконечного прочего. Я, например, чуть не проглядел мартовское известие о подтверждении инфляционной модели. Спасибо, жена повесила в хронике видео, где астроном из команды BICEP2, вооруженный шампанским, сообщает физику Андрею Линде, что дело его жизни оказалось делом жизни всей нашей цивилизации.

Насколько важны эти события?

___________________________

Проведем мысленный эксперимент. Представим, что на дворе жаркое лето 217 года до н. э. Эллинистический Египет. Птолемей IV Филопатор только что разгромил Антиоха III Великого в битве при Рафии. Это архиважное событие. Вот честное слово. Оно изменит геополитический расклад в Восточном Средиземноморье вплоть до следующей великой битвы. Пикейные тоги Александрии и Антиохии не судачат ни о чем ином.

Два звездных мгновения нынешней весны едва ли уступают эратосфеновским.

Важность мартовского открытия здесь уже объясняли. В двух словах: прибор BICEP2 на Южном полюсе показал Вселенную через одну «триллионную триллионной триллионной секунды» после рождения, и оказалось, что внешность новорожденной в целом соответствует модели инфляционного расширения.

Но инфляционная модель, как водится в науке, существует не в единственном экземпляре. Таких моделей за тридцать лет наизобретали великое множество, с разными предсказаниями. BICEP2 сдает в утиль девять десятых этого математического добра. В то же время его данные хорошо вписываются в сценарий так называемой «вечной хаотической инфляции». По этому сценарию «инфляция продолжает идти бесконечно в некоторых частях Вселенной, и Вселенная сама себя воссоздает во всех ее возможных вариантах».

Иными словами, если данные BICEP2 переживут все проверки, мы не только делаем еще один шаг к пониманию механизма, породившего весь космос, включая котиков, Крым и Крабовидную туманность. Подскакивает вероятность того, что одним космосом дело не ограничивается.

Большой взрыв, как объясняет Александр Виленкин, один из авторов «вечной инфляции», «не был уникальным событием… Множество “взрывов” случилось прежде и несчетное число еще произойдет в будущем». Вот прямо так. Привыкайте к мысли, что Noize MC в трогательной песне «Вселенная бесконечна» вовсе не играет словами на потеху молодежной аудитории. У строчек вроде «есть куча копий нашей планеты» и «копия меня пишет копию песни этой» все больше шансов стать суровой космологической действительностью.

Впрочем, как выяснилось 17 апреля, за копиями нашей планеты не обязательно лезть в другую вселенную. Кеплер 186f нашелся «всего» за 490 световых лет отсюда.

Сам он вряд ли окажется двойником Земли — хотя бы потому, что лежит на дальней периферии зоны обитаемости и получает от своей звезды в три раза меньше энергии, чем мы от Солнца. Но, во-первых, на Кеплере 186f все-таки возможна жидкая вода и, соответственно, условия для жизни земного типа. А во-вторых, он вращается вокруг красного карлика — самой распространенной звезды в галактике. Таких светил, не видимых без телескопа, на Млечном Пути в 14 раз больше, чем более крупных желтых карликов вроде Солнца.

Экзопланеты находят по слабым гравитационным подергиваниям звезд или по столь же ничтожным колебаниям звездной яркости. Из почти двух тысяч планет, открытых на сегодняшний день, большинство — раскаленные гиганты, тлеющие впритык к своим звездам. Высмотреть что-нибудь похоже на Землю технически трудно. Трудно, но теперь возможно. В этом главное значение Кеплера 186f.

___________________________

Конец матчасти. Пора выпускать на сцену читателя с перекошенной губой:

— Супер. Мы все очень рады и счастливы. Но где обещанный великий смысл? В чем польза всех этих планет и вселенных? Как они облегчают будни сирот и пенсионеров?

Никак не облегчают. Они не заменят ни усыновителей, ни пенсионной реформы. Просто жизнь цивилизации — она как жизнь человека. Задним числом вечно выясняется, что ты завтракал, вкалывал и ходил по врачам ради двух секунд весеннего неба между многоэтажками. Ради того самого текстового сообщения.

«При помощи нас космос понимает сам себя», — сказал однажды Карл Саган. Когда я вдумываюсь в эти слова, лента текущих новостей ненадолго редеет. Из нее испаряется Крым, Путин, Обама, Россия, Америка. Остается лишь то, что имеет прямое отношение к смыслу жизни: быть мыслящим кусочком космоса. Преломить через себя Вселенную. Помочь другим сделать то же самое.

Потом все возвращается. Но это не беда. Достаточно вспомнить, что ты — космос, познающий себя, и поперек текста каждой новости, как на фотографии, защищенной авторским правом, проявляются слова в прямоугольничках.

___________________________

«РЕАЛЬНОСТЬ» — на новостях науки, культуры, образования, благотворительности, гражданского общества.

«ЗАЗЕРКАЛЬЕ» — поверх страшного сна, где Птолемей Четвертый в стотысячный раз ведет боевых слонов на Антиоха Третьего, а миллионы кусочков космоса поклоняются божкам и флажкам вместо того, чтобы думать.

Вторая категория тоже имеет отношение к смыслу жизни. Он, в частности, в том, чтобы ее не было.

Источник: snob.ru