Государство
24.11.2013
Просмотров: 456

Как из украинцев выжимают налоги

После прочтения статьи Святослава Шевцова «Большая игра на саммите в Вильнюсе и украинский вопрос» и приведенных комментариев с новой силой возникло желание написать пост о налогообложении в Украине для «пересічного українця» (как называл основную часть народа Украины бывший президент). Считаю, что читателю, для которого бухгалтерские расчеты и проводки являются terra incognita, известно, что они есть, а реальная картина представляется очень слабо.

Хочу разобрать следующий тезис ««Ребята, но ваши прибыли возникают в основном из тени. Вы согласны полностью работать в белую? Особенно с учётом того, что в Европе налоги в два-три раза выше, чем у нас». В ответ – ожесточённое молчание».

По моему мнению (и опыту тоже) одной из основных составляющих тени является коррупционная. Размер поборов, подношений и откатов вполне сопоставим с размером налогообложения. Как в «Возвращении Агронома» (версия «Властелина колец» Гоблина): «Оказалось, что нужно платить налоги и взятки». Я не опровергаю слова С.Шевцова, хочу только указать, что налоги в конечном итоге привязаны к человеку, а их размер сопоставим с европейским.

Итак ближе к теме. Рассмотрим конкретную структуру расходов с налогообложением «пересічного українця». Берем среднемесячную заработную плату. В сентябре по данным Минфина она составила 3261 грн. . Не будем комментировать так ли это, но в целом это как средняя температура по больнице 36,6 включая морг и реанимацию. Удерживаем единый социальный взнос – 3,6 %, т.е. 3261 х 3,6% = 117,40 грн. Определяем базу налогообложения налогом на доходы физических лиц: 3261 – 117,40 = 3143,60 грн. Удерживаем налог на доходы физических лиц (существующая ставка 15 %): 3143,60 х 15 % = 471,54. Итого заработная плата, выдаваемая на руки = 3261 – 117,40 – 471,54 = 2672,06 грн., т.е. около 82 % от начисленного. Идем далее. Работодатель должен начислить и оплатить единый социальный взнос (существующая ставка 36,76 %): 3261 х 36,76 % = 1198,75 грн. Эти деньги получатель не видит вообще, они автоматом перечисляются в бюджет при выплате заработной платы.

Таким образом, работник обходится работодателю в 4459,75 грн., при этом на руки работник получает 2672,06 грн. (60 % от выделяемых работодателем денег), а 1787,69 грн. (или 40 %) поступают в бюджет.

На этом наша история не заканчивается. Не буду описывать какие еще издержки в связи с выплатой заработной платы ложатся на работодателя. Вернусь к работнику. Для того чтобы трудиться как минимум нужно кушать и восстанавливаться, т.е. затраты на продукты питания и оплату коммунальных услуг (место проживания) являются неизбежными. По данным Центра экономического анализа «РИА-Аналитика», в структуре бюджета своих домохозяйств жители Украины тратят на еду около половины своих потребительских расходов (http://ru.tsn.ua/groshi/ukrainskih-zarplat-edva-hvataet-na-edu-i-na-kommunalku.html).

По данным министра регионального развития, строительства и ЖКХ бытовым потребителям приходиться отдавать за предоставленные услуги 14 % доходов. В нашем случае расходы на еду составят 2672,06 х 50 % = 1336,03 грн. и коммунальные услуги 2672,06 х 14 % = 374,09 грн. Общий размер затрат 1710,12 грн. К чему ведется речь. При покупке в магазине обратите внимание на кассовый чек. В нем обязательно увидите аббревиатуру из трех букв, но не тех, что пишут на заборах, а НДС (или ПДВ). Налог на добавленную стоимость это не прямой налог на потребителя, т.е. в конечном счете на работника, но при оплате покупок или коммунальных платежек вы его платите автоматически. В 2013 году ставка НДС составляет 20 %, т.е. из суммы затрат (1710,12) 342,02 грн. являются налогом с покупок/услуг. Таким образом, суммарная сумма налогов (прямых и косвенных) составляет уже 2129,71 грн. (увеличивается до 48 %), а размер реальной (осязаемой) заработной платы снижается до 2330,04 грн. (52 % от общего размера заложенного работодателем на оплату труда).

Не буду еще акцентировать внимание на покупке подакцизных товарах (алкоголь, табак, бензин), т.к. это еще дополнительные налоговые отчисления. Приведу еще цитату: «как утверждает аналитический центр IEM, самый высокий уровень налогов на трудового человека в Бельгии. Когда аналитики суммировали бельгийские взносы на социальное обеспечение и налоги на добавленную стоимость (НДС), они получили налоговую ставку в размере59,2 процента. В то время как в среднем по Европе этот показатель составляет 44,89 процента)».

Как видно из приведенных расчетов уровень налогов на трудового человека вполне сопоставим со среднеевропейским показателем. А вот качество использования полученных налогов значительно отличается от европейского конечно не в лучшую сторону. У предпринимателя (работодателя) вполне может возникнуть вопрос, а куда идут все собранные суммы. По сути именно тень позволяет и украинским предпринимателям и украинскому работнику выживать.

Отдельно хотелось осветить вопрос о минимальной заработной плате и налогообложении. В Украине действует ставка минимальной заработной платы 1147 грн. и необлагаемый минимум доходов граждан в размере 17 гривен. Формально, только из суммы 17 грн. не удерживаются налоги, а даже минимальная зарплата подлежит налогообложению (просто оно рассчитывается по иной формуле в связи с налоговой льготой). Т.е. и работник, получающий зарплату в районе минимальной или даже средней и миллионер являются плательщиками налога фактически по одной ставке (соответственно 15 % и 17 %). Но что эти цифры, когда доходы исчисляются несколькими тысячами и несколькими десятками тысяч. Государство даже с минималки получает доход, тогда как у состоятельного «деятеля» есть возможность вполне легально уменьшить ставку налогообложения с 17 % до 5 % («налог на дивиденты»). Четко действует принцип: богатый еще больше богатеет, а бедный – беднеет.

А как в Европе? Например, в локомотиве и сердце ЕС – Германии необлагаемый налогом минимум составляет в год 5616 евро (для одиноких) и 11232 евро (для семейных пар). Для более высоких доходов существует шкала от 19 до 53 %. Еще раз подчеркну: из минимальных доходов налоги не удерживаются. По сравнению с Украиной думаю комментарии излишни. Почему то данный факт не вызывает интереса у наших «народных избранников». Думаю правильно подготовленная законодательная база и информационная компания могли принести гораздо больше дивидендов, чем вопли о ЕС или ТС. Ведь дополнительные 100 грн. минимальщику (в виде нулевой ставки налога) – это, как ни банально, реальная забота об избирателе. Но нам подбрасывают очередные спектакли и разборки, а до базовых понятий социальных гарантий и социальной справедливости никому из политической тусовки дела нет и не будет.

Источник: hvylya.org

Автор: Яков Троян, для "Хвилі"