Государство
02.11.2014

Крепостные Путина: Как Москва готовит выборы в пылающем Донбассе

В Домбабве все в правительстве нехило,

Там Дед Мороз, Алкаш и МММ-чудило!

 

Чтобы легитимизировать ДНР и ЛНР, а главное - обеспечить неразрешимые проблемы Киеву, Москва готовит в Донбассе выборы. Мнения избирателей в этом проекте значения не имеют

Александр, житель Донецка, не пожелавший назвать свою фамилию, идет по улице родного города и одновременно негромко рассказывает по телефону о подготовке к выборам.

В “столице” ДНР они не общеукраинские, а свои — 2 ноября власти самопровозглашенной республики проведут выборы так называемых главы ДНР и парламента.

И, как говорит Александр, в честь этого Донецк слегка приукрасился агитационными плакатами и билбордами.

Это будет уникальное событие — выборы ДНР: по интернету, без избирательных комиссий и списков избирателей, с участием боевиков с российскими паспортами, без конкуренции.

Примерно то же самое 2 ноября произойдет и в соседней ЛНР.

Население, если верить словам дончанина Александра, от всей этой “кампании” ничего особенного не ждет.

“Основное пожелание людей — прекращение войны. Они говорят, что все равно, кого избирать”,— негромко говорит он в телефонную трубку. И добавляет, что все это — политические игры.

Дончанин, похоже, целясь пальцем в небо, попал в птицу — по мнению целого ряда экспертов, избирательные кампании в ДНР и ЛНР — это самая настоящая игра.

И ведет ее не местное руководство, а Кремль, желающий легитимизировать власть в сепаратистских районах, заморозить конфликт и попытаться удержать официальный Киев на этом крючке как можно дольше.

Об этом, в частности, говорит Владимир Фесенко, директор Центра политических исследований Пента, считающий, что эти так называемые выборы согласованы с Москвой и являются прямым срывом Минских договоренностей между Украиной, Россией, ЕС и боевиками.

“Фактически выборы приведут к зависанию переговорного процесса. И ситуация какое‑то время будет тупиковой для Украины”,— говорит эксперт.

 

Президент Донецка и окрестностей

Впервые о выборах в Новороссии, как высокопарно называют удерживаемые боевиками территории в Москве, заговорили в сентябре.

Вначале об этом заявили в окружении Александра Захарченко, председателя совета министров ДНР, а потом идею подхватил Игорь Плотницкий, глава совета министров ЛНР. В обоих случаях должны пройти выборы руководителей так называемых республик, а также депутатов в верховный совет.

Внутри ДНР к выборам относятся вполне серьезно. Как и в самых старых демократиях мира, в анархистско-бандитской республике тоже образовалась двухпартийная система.

Владислав Бриг, занимающий серьезную должность руководителя международной службы политотдела министерства обороны ДНР, говорит, что на выборы в верховный совет зарегистрировались две партии.

Общественное движение Донецкая Республика создал Андрей Пургин, вице-премьер ДНР. Но первый номер в списке — не он, а Захарченко. Участникам движения оппонирует общественное движение Свободный Донбасс, в которое вошли депутаты верховного совета ДНР.

Впрочем, оппонируют — это слишком громко сказано. “Программы у обеих партий сходные, и других, наверное, не может быть: у будущего независимого государства приоритет в экономике — социально-справедливое общество”,— говорит Бриг.

Иными словами, в партийном плане донецким избирателям ничего не грозит — при всем выборе альтернативы “социально-справедливому” будущему у них нет.

Главное, чтобы город жил. Нет разницы, под кем - Александр, житель Донецка

Но никто разнообразия и не ищет: по словам дончанина Александра, население знает только первых лиц, остальными и не интересуется.

Горожанам нужна не идеология, не какие‑то внутрипартийные нюансы, а чтобы работало коммунальное хозяйство, чтобы убирали улицы и было освещение. “Главное, чтобы город жил. Нет разницы, под кем”,— утверждает Александр.

Чуть поинтересней ситуация с людьми, претендующими на статус главы республики. Донецкий блогер Денис Казанский говорит, что на этот пост претендуют три человека.

Во-первых, это сам Захарченко. Потом бывший директор детско-юношеской спортивной школы Юрий Сивоконенко. А также бизнесмен, представитель движения Юго-Восток Александр Кофман.

Эта троица развила некоторую предвыборную деятельность: по городу развешаны баннеры, кое‑где расклеены плакаты.

Но на этом все и заканчивается: по свидетельствам дончан, в регионе не организовывают избирательные комиссии, не проверяют реестры избирателей. Зато в ДНР разрешили избирателям голосовать по интернету, правда, не уточнив, каким образом юридически оформят эту процедуру.

Казанский считает, что это все и не нужно. Мол, выборов как таковых не будет — Захарченко уже согласован с Кремлем на роль лидера.

“Обсуждать нюансы этих выборов — все равно, что обсуждать, как говорил российский телеведущий Александр Невзоров, особенности кровообращения у Буратино”,— говорит блогер.

Тем не менее Захарченко побывал в нескольких городах, в частности в Новоазовске, где встретился с местными жителями и очертил контуры собственной программы.

Например, сообщил, что за разрушенное жилье платить не будут, но после окончания военных действий власти ДНР помогут стройматериалами. И перешел на геополитику.

“Вся земля в границах Донецкой области — это наша земля. Нам чужого не надо. Ну, может, Бердянск и Изюм заберем”,— заявил Захарченко.

А дальше поделился сокровенным: мол, мечтает, чтобы люди получали нормальные зарплаты, чтобы старики могли раз в год в Австралию поехать на сафари, кенгуру пострелять.

 

Анархия — мать ЛНР

Монолитности Донецка луганский край может лишь позавидовать.

Алексей Блюминов, местный политолог и пророссийский общественный деятель, считает выборы главы ЛНР своеобразным референдумом о доверии нынешнему руководству.

Речь о Плотницком, премьере Геннадии Цыпкалове и главе верховного совета ЛНР Алексее Карякине. Первый из них и является претендентом № 1 на пост главы республики.

Программа у него короткая: да, предприятия стоят, бюджет ЛНР пока не пополняется. Но если дать ему два-три года, то “у нас будет нормальная жизнь”.

Остальные кандидаты не столь известны. Это глава профсоюзов Олег Акимов, полевой командир Михал Беднов с позывным Бэтмен и министр обороны Олег Бугров, поддержанный российскими казаками — атаманом Николаем Козицыным и Павлом Дремовым, народным мэром Стаханова. Все они, по мнению Блюминова, лишь получают возможность заявить о себе.

Политолог переходит на тему выборов депутатов и серьезно поясняет, что ситуация с претендентами в народный совет ЛНР отличается от донецкой.

Мол, там выборы партийно-блочные, а в ЛНР сейчас нет партий, а есть лишь общественные организации и их коалиции. Они носят не идеологический характер, а являются “объединениями хороших людей, выступающих за все хорошее”.

“В частности, организация, во главе которой стоит троица лидеров ЛНР, носит вполне “вегетарианское” название — Мир Луганщине”,— поясняет политолог.

Он рассказывает, что Мир Луганщине не делает акцента на вопросах идеологии, а ориентируется на прагматические вещи — восстановление разрушенной инфраструктуры, запуск производства, создание рабочих мест, выплату пенсий, зарплат, переход на российские стандарты в образовании.

Несколько иную картину происходящего рисует бывший высокопоставленный работник Луганской облгосадминистрации (ОГА) времен президента Виктора Януковича.

На условиях анонимности этот чиновник рассказывает, что в Луганске вообще нет каких‑либо внешних атрибутов предвыборной агитации, “политики” даже и не пытаются доносить до электората свои программы, равно как и критиковать оппонентов.

Оно и понятно — оппоненты нынче в ЛНР пошли такие, что их побаивается и сама высшая власть республики.

Так, в некоторых городах оппоненты вообще не разрешили проводить выборы. Елена Степова, жительница Свердловска, рассказывает, что в ее городе и соседних Ровеньках голосования не будет.

“У нас раскол в ЛНР, в ополчении и среди казаков. И наш город, в частности, решил быть вне политики ЛНР. Есть комендант, и хватит”,— говорит она. Мол, одни хотят воевать, а другие — нет. Потому что согласны со статусом особой зоны и не против, чтобы был мир, остались украинские законы и одновременно автономия.

Плотницкому, по мнению Блюминова, по итогам выборов важно поставить себя в качестве бесспорного главы республики и хотя бы для вида покончить с атаманщиной.

“Не секрет, что до последнего времени власть правительства ЛНР за пределами Луганска была чисто номинальной. На территориях гораздо больший вес имели полевые командиры, и именно они фактически выступали у себя в качестве представителей ЛНР и от ее имени”,— говорит он.

На фоне ДНР ее луганская “сестра” выглядит более взбалмошной и в других вопросах. Так, финансирование выборов руководство ЛНР решило повесить на самих избирателей.

“Средства для их проведения будут собраны всем миром, включая частные пожертвования. Народ к своей судьбе небезразличен”,— уверенно заявляет глава верховного совета Карякин.

Финансирование выборов руководство ЛНР решило повесить на самих избирателей

Подобное поведение новых луганских “элит” не удивляет тех, кто знаком с ними близко. “Я не думаю, что эти люди самостоятельно пытаются что‑то построить. Я ни разу не слышал никакого плана действий. Как‑то спрашиваю у них: “Что хотите построить? — Хотим, как в Сингапуре.— А вы понимаете, что там 20 лет диктатура и народ за похлебку жил? — Ну, тогда не хотим”,— говорит бывший чиновник Луганской ОГА.

По его мнению, сейчас в ЛНР происходит социальная революция, когда власть переходит от анархистов к мелкой буржуазии.

“В революции всегда есть романтики, но они в меньшинстве. Есть те, кто пытается воспользоваться моментом, чтобы поправить свое материальное положение. Есть те, кто получает удовольствие от власти над другими людьми. И побеждают всегда последние”,— говорит он.

 

Планы Кремля

Что бы ни происходило внутри “элит” ДНР и ЛНР, вся их внутренняя политика не стоит и выеденного яйца. Правит бал Кремль.

Российский политолог и историк Елена Галкина говорит, что федеральные каналы РФ стараются обходить стороной тему выборов и вообще власти в ДНР-ЛНР, сведя к минимуму упоминание самих этих аббревиатур. Да и в целом количество новостей из региона заметно уменьшилось.

Официальная Москва, мол, взирает на грядущие выборы подчеркнуто равнодушно.

На самом деле все, что происходит во власти республик, жестко контролируется Кремлем.

Проблема лишь в том, что власти России не имеют консолидированной позиции в отношении так называемой Новороссии. А все из‑за того, что в окружении Владимира Путина идет невидимая конфронтация между двумя силами.

Первая — это условная партия войны, которая продвигает долгосрочный проект Новороссия, щедро финансируя российский военно-промышленный комплекс и силовые структуры в ущерб науке, образованию, медицине.

Но есть и группа перемирия, которая, видимо, лоббировала переговоры и подписание Минских соглашений. Для этой группы краткосрочная цель — снижение видимого присутствия РФ в Донбассе и, как следствие, снятие наиболее болезненных санкций ЕС и США против России.

“Поэтому и выборы, и ожидаемая победа на них вождей с украинским гражданством — а именно такими являются Захарченко и Плотницкий — партию мира вполне устраивают”,— поясняет Галкина.

Украине от этого не легче. По мнению Фесенко, выборы показывают двойную тактику России в минских переговорах — соглашаются на одно, а делают другое.

“Это вписывается в стратегию замораживания этого конфликта. Они опять возвращаются к своей позиции, что нужно признавать эти две республики, нужно с ними договариваться. И выводят их [через выборы] на официальный уровень”,— говорит эксперт.

В такой конструкции сам факт выборов важней всего. И пусть активность избирателей будет значительно ниже, чем на референдуме в мае.

Руководители ДНР и ЛНР это прекрасно понимают. Но для них явка не является решающим фактором, да и какие‑либо иные формальности не особо волнуют — потому голосовать разрешили даже участники боевых действий из России. Главное — зафиксировать факт появления “избранной”, то есть, легитимной власти.

Остальное, в том числе и судьба избирателей, не играет никакой роли.

“Эти выборы — абсолютный фейк. Нам покажут картинку: пять человек у урны, три в очереди у избирательного пункта. По факту для жителей Донбасса ровно ничего не изменится”,— резюмирует Казанский.

Источник: nvua.net

Автор: Максим Бутченко

Новости портала «Весь Харьков»