Государство
13.11.2014
Просмотров: 660

Крым в ожидании зимы: будет ли у полуострова сухопутный коридор с РФ

Первая российская зима в Крыму может стать настоящим испытанием для населения полуострова. Дело в том, что сейчас российское снабжение полуострова продуктами питания, одеждой, техникой, расходными материалами и прочими товарами возможно только через паромные переправы (Керчь, Феодосия), которые не отличаются особой надежностью.

Есть ещё, конечно, авиационный способ перевозок, но он совсем не бюджетный, поэтому его в расчет мы брать не будем (на полуострове им пользуются разве что музыкальные магазины и прочие организации, торгующие негабаритной техникой с высокой наценкой).

Так вот: сильный ветер, замерзающее зимой Азовское море и перенаправленный пассажиропоток (поезда, автобусы, легковые автомобили), создают очевидные временные проблемы для эффективного снабжения Крыма всем необходимым для нормальной жизнедеятельности.

Но даже не время главная проблема, а опять же цена. Ведь стоимость транспортировки грузов через паром, простой грузовых машин в очередях и большой колометраж автоматически включается в стоимость любого товара. Пока Крым на 90% обеспечивается украинскими продуктами, пользуясь юридическими возможностями переходного периода, в обход запретам Россельхознадзора и прочих контролирующих органов.

Однако что делать после окончания переходного периода пока неизвестно. Уже через месяц руководство Российской Федерации будет находиться перед нелегким выбором: продолжить переходный период ещё на год (потенциально на неопределенное количество лет – до окончания строительства моста/туннеля между РФ и Крымом), либо попытаться организовать сухопутный коридор через территорию Украины.

В ожидании зимы перспективы жизнеобеспечения Крыма пока выглядят весьма туманно.

 

Огнем и мечем

 

Итак, посмотрим на первый сценарий разрешения крымской дилеммы – создание сухопутного коридора по условной линии «Мариуполь – Бердянск – Мелитополь – Новоалексеевка/Гениченск – Джанкой».

Слух о реальном существовании плана по созданию наземного транспортного коридора «Россия – Крым» начал ходить ещё в конце весны, когда стало очевидно, что восток Украины всерьез и надолго будет лихорадить войной и сопутствующими процессами разрушения и образования государственных систем.

На днях в очередной раз эта мысль прозвучала из уст вновь избранного нардепа от БПП Виктора Чумака. Суть догадки народного избранника состоит в том, что после выборов, прошедших в самопровозглашенных республиках "ДНР" и "ЛНР", начнется процесс формирования объединенной армии, выступающей под брендом, скажем, "Новоросии".

Логично, что главным направлением развития военных действий при таком раскладе будет именно Мариуполь. Эту информацию прямо подтвердил Александр Захарченко в своём заявлении в конце октября. Поэтому общая композиция и единый угол зрения на ситуацию сохраняется и у сепаратистов, и у киевских политиков.

И вроде всё стройно выходит в этих домыслах и попытках разгадать вражеские планы, кроме одного – здравого смысла.

Естественно, глава "ДНР" прямо заинтересован в том, чтобы вернуть под свой контроль Мариуполь как огромную ресурсную и инфраструктурную базу (один только порт чего стоит). Понятно, что у России зимой будут ещё большие проблемы со снабжением полуострова, и Москве впопыхах нужно будет придумывать нестандартные выходы из сложившейся ситуации.

Однако разговоры о "сухопутном коридоре" пока больше напоминают сюжет фантастического боевика, ведь для создания безопасной дороги в Крым необходима полоса контролируемой территории шириной минимум в 50-60 километров (так, чтобы артиллерийские снаряды не долетали, и была усложнена работа диверсионных групп).

Если же говорить о создании железнодорожного сообщения с Крымом, контролируемого боевиками ДНР/ЛНР, то для этого потребуется вообще отхватить кусок территории Украины вплоть до Днепра (в Запорожской области), так как при любых других условия вывести эту железную дорогу из строя будет проще просто.

Поэтому проект "Коридор" пока является не более чем страшилкой в риторике Киева и тайным желанием Крыма.

Следовательно, возникает вопрос: как же будут решены логистические проблемы полуострова и будут ли они решены вообще? Разберем второй вариант.

 

Мздоимством и сохранением status quo

 

Вероятнее всего, что Кремль таки продлит переходный период в отдельных сферах – в том числе сохранит возможности подвоза продуктов питания из Украины.

Для этого не нужно искать дополнительных источников финансирования, не нужно грузиться поиском средств и выполнением труднейших инфраструктурных проектов – достаточно просто дать административно-коммерческому рынку выполнять его призвание – зарабатывать деньги.

Не секрет, что граница между Украиной и Крымом стала сверхприбыльным местом. При этом основная часть "прибыли" оседает на границе в виде административной ренты (мзды).

Например, за передачу коробки (размером с системный блок) из Львова в Симферополь проводники в поездах в октябре брали до 300 гривен, хотя ещё несколько месяцев назад такие же посылки стоили не больше 50 гривен.

Другой пример: на полуострове можно найти посредников (на Интернет-порталах и в газетах объявлений), готовых привезти товар из ТГ «Седьмого Километра» (Одесса) или ТЦ «Барабашово» (Харьков) по цене, не уступающей стоимости доставки грузов из Москвы.

Ну и конечно к этой картине стоит добавить и то, что в Крыму не прекращалась продажа украинских продуктов, если фирмы-производители или местные дилеры могли договориться о «зеленых коридорах».

Понятно дело, что нет точной информации о том, какой процент товаров ввозят в Крым с прохождением всех необходимых процедур, а какой процент ввезенных товаров – контрабанда.

Однако введение декларирования грузов украинской стороной и необходимость прохождения проверки на качество ввозимой продукции со стороны России приводит к тому, что ввоз продукции по поддельным документам и через «договорняки» на таможне стал, возможно, самой популярной практикой.

Летом стали общеизвестными случаи контрабанды сырья, перевозимой для мясоперерабатывающих заводов в Крыму с территории Украины, в конце сентября – молочной продукции, в разнообразии которой полуостров явно ощущает дефицит.

Вероятно, что в будущем на эти случаи контрабанды власти будут закрывать глаза и в январе 2015 года ничего не изменится. Можно было бы предположить, что для обострения продовольственной ситуации в Крыму Киев мог бы волевым решением приостановить продажу продуктов и закрыть дыры на границе (логичное продолжение санкций и решения по отмене спецстатуса Донбасса), но сейчас в обнищавшей стране терять де-факто внутренний двухмиллионный потребительский рынок никто не решится.

Поэтому ситуация в Крыму будет оставаться хоть и тяжелой (в плане ценообразования), но стабильной: полуостров будет продолжать есть украинскую картошку и мечтать о том дне, когда её заменит аналогичная по цене российская

А пока политические островитяне ждут, когда же Крым наконец-то станет единым целым с российским материком и поэтому на ура воспринимают донбасские выборы.

Наверное, полуостров подсознательно понимает, что даже нереалистичный сценарий создания сухопутного коридора в Крым более вероятный, чем своевременное выполнение восьмого чуда света – «Керченского моста».

Источник: inpress.ua

Автор: Андрей Самброс, политолог

Новости портала «Весь Харьков»