27.06.2016 09:56
Просмотров: 1667

Запланированное устаревание — мнение потребителя не спрашивают

Запланированное устаревание — мнение потребителя не спрашивают

Многие товары, автомобили и прочая техника обладают чересчур коротким сроком жизни. Производители таким образом вынуждают вас их менять.

На пожарной станции в Ливерморе, Калифорния, до сих пор слабо светит лампочка. Ей 115 лет. Ради нее даже отдельную веб-камеру поставили. Нашему поколению долговечность этой лампочки Centennial Bulb («столетняя лампа», «столетний свет») может показаться пощечиной. Если лампочка 19 века до сих пор светит, почему наши ультрасовременные лампы 20 и даже 21 века живут не больше нескольких лет?

Лампочки и прочие примеры технологий могли бы с легкостью переживать десятилетия, но куда выгоднее создать им искусственный срок жизни, чтобы компании могли получать прибыль снова и снова.

Томас Эдисон изобрел коммерчески живучие лампочки примерно в 1880 году. Эти первые лампы накаливания — в том числе и «Столетний свет» — полагались на углеродные, а не вольфрамовые нити, которые вошли в широкое пользование спустя 30 лет. Углеродная нить в старых лампочках в восемь раз толще и, следовательно, более прочная, чем тонкие металлические проводки в современных лампах накаливания.

Производящие компании быстро поняли, что можно извлекать крупные суммы денег, делая сменные лампочки и заставляя тем самым потребителей платить многократно. В 1920-х годах родился печально известный «Phoebus cartel» («Картель Феба»), в который вошли ведущие производители лампочек по всему миру, в том числе немецкая Osram, американские Associated Electrical Industries и General Electric и другие, совместным решением которых жизнь лампочек ограничили до 1000 часов. Подробности этой аферы проявились десятилетиями позже в ходе правительственных и журналистских расследований.

«Этот картель — наиболее очевидный пример запланированного устаревания, который отразился в документах», говорит Джайлс Слейд, автор книги, посвященной устареванию технологий.

Во многих других отраслях эта практика тоже всплыла. Например, конкуренция между General Motors и Ford на автомобильном рынке в 1920-х годах привела к тому, что первая компания ввела уже привычное нам ежегодное обновление моделей. GM изобрела способ заставить потребителя потратиться на самый последний, самый крутой автомобиль, чтобы сделать приятно себе и потешить свое тщеславие в социальных кругах. «Это было моделью для всей отрасли», говорит Слейд.

Запланированное устаревание — мнение потребителя не спрашивают

Используют и другие методы. Иногда замена хрупких деталей стоит дороже, чем полная замена продукта. Иногда просто смена дизайна, без которого потребитель — дремучий лох. У производителей всегда есть уловка в рукаве, которая позволяет им регулярно навещать кошельки клиентов.

Смартфоны часто выбрасываются после использования в течение нескольких лет. Экраны или кнопки ломаются, батареи умирают, операционные системы и приложения перестают поддерживаться и обновляться. Решение всегда под рукой: совершенно новые модели телефонов, которые выпускаются ежегодно и заявляются как «самые лучшие».

Картриджи для принтеров. Микросхемы, датчики света или батареи могут отключить картридж, перестать его «видеть» задолго до того, как его чернила на самом деле израсходованы, тем самым вынуждая пользователей покупать совершенно новые и весьма недешевые картриджи. А принтер после определенного количества отпечатанных листов просто откажется работать. Многие знают, что надо взломать чип — и принтер будет работать десятилетиями.

По данным Cartridge World, компании, которая перерабатывает картриджи для принтеров и предлагает дешевые замены, в одной только Северной Америке ежегодно выбрасывается 350 миллионов картриджей, многие из которых не совсем пусты. Не считая отходов, все это излишнее производство наносит ущерб окружающей среде.

На рынке роскошных товаров класса люкс пользователи готовы платить больше за продукты, которые сделаны вручную, более прочные и имеют ценность при перепродаже — более того, многие из них ожидают, что их вложения будут набирать ценность со временем. Если вы покупаете Rolex, вы знаете, что они будут с вами очень долго.

Но часто первоклассные бренды нужны людям, чтобы тешить их самолюбие и демонстрировать их высокий социальный статус. Предметы роскоши социально закодированы. Кроме того, особенности люксовой версии вещи могут перейти на массовый рынок, а самолюбивому понтовщику «впарят» «более люксовый» продукт, что он и дальше смог отличаться от остальных.

В этой же области лежит мода. Любые некачественные и неэстетичные шмотки приобретают ценность на один сезон — как якобы насущная необходимость любого человека в частой смене гардероба. Большинству людей и в голову не приходит, что одежда может быть такого качества и стиля, чтоб носиться не сезон, а годы и десятилетия.

По сути, мы не только бессмысленно тратим ресурсы планеты на производство и увеличиваем количество мусора, но и теряем технологии, т. к. компаниям выгоднее производить «одноразовый» продукт, срок пользования которого стремится к минимуму.

Выбирать понты или качество, быть ведомым или решать самому за себя — выбор индивидуальный.

Источник: kharkov.dozor.ua

Новости портала «Весь Харьков»


Темы: маркетинг

Читайте ещё:

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 
Архив новостей

Ми рекомендуємо

  • Рощинская — доставка воды в Харькове на сайте vodar.in.ua.

Юридичне забезпечення порталу

Адвокат
СМОРОДИНСЬКИЙ
Віктор Семенович