10.04.2015 09:40
Просмотров: 526

Выписал рецепт. Квиташвили - о том, что нужно лечить в украинской медицине

Выписал рецепт. Квиташвили - о том, что нужно лечить в украинской медицине
Министр здравоохранения Александр Квиташвили — о том, что конкретно нужно лечить в украинской медицине и когда появятся первые результаты этого лечения

Три месяца назад грузин Александр Квиташвили в компании еще нескольких иностранцев получил должность в Кабмине — стал министром здравоохранения. Эксперты и аналитики, обсуждая это назначение, сходились в том, что у этого кандидата есть ряд сильных сторон — он не связан с местными коррупционерами, а в Грузии был частью той либеральной команды Михаила Саакашвили, которая в буквальном смысле смогла перевернуть страну, начав масштабные реформы.

Нас почему‑то учили, что медицина —это не бизнес. Но это очень хороший бизнес. Очень моральный бизнес

Прошли месяцы, и в адрес чиновника стали выдвигать претензии, схожие с теми, что ставились на вид его предшественнику Олегу Мусию: реформы не идут, тендеры на закупку лекарств затягиваются, фармацевты недовольны. По данным источников НВ в Администрации президента, деятельностью Квиташвили недовольны и там.

Сам министр много говорит о реформах, но в будущем времени. Никаких мгновенных чудес не обещает. Страховая медицина, адекватные цены на услуги врачей и многое другое — все это, по мнению Квиташвили, появится в стране позднее. Как долго нужно ждать? Первые заметные изменения министр обещает не ранее чем к осени этого года.

— Вас пригласили в украинский Кабмин как человека, которому удалось провести реформу здравоохранения в Грузии. Что из грузинского опыта применимо у нас?

— Сравнивать Грузию с Украиной нельзя. Украина в 11 раз больше. В Грузии мы начинали все с нуля, поскольку вся советская система была развалена: не было даже ведомственных больниц. И реформы стартовали в 1995 году, когда все больницы перешли на хозрасчет. В 2006 году мы начали строить новую систему социального здравоохранения, которая подразумевала, что государство будет помогать исключительно тем, кто в этом действительно нуждается.

В Украине ситуация совершенно иная. Сохранена система государственных больниц. У вас осталось 400 тыс. больничных коек. При этом они загружены на 30 %. Например, в Германии — стране, где населения в два раза больше,— 160 тыс. коек, в Испании, где живет столько же людей, как и в Украине,— 130 тыс. коек.

Даже в социалистической, по сути, Швеции на 100 тыс. населения приходится 270 коек, что в три раза меньше, чем в Украине. То есть здесь есть громадная, но неэффективная больничная система. При этом все эти койки в основном сосредоточены в больших городах. Такого нет ни в одной развитой стране мира!

— Как это изменить?

— Радикально изменить все и сразу очень трудно. Мы будем постепенно двигаться к тому, чтобы качественные услуги люди смогли получать по месту проживания. Естественно, мы будем реформировать первичную медицину. Но главное, с чего нужно начинать,— это принятие законов, которые позволят провести реформы. Нам нужно создать законодательную базу для рынка медицинских услуг.

Потому что сейчас по рыночным правилам в Украине работает только фармрынок. Все остальное — больницы, поликлиники — это закрытая советская, нерыночная система, которая не позволяет привлекать инвестиции и улучшать качество обслуживания.

— Но создание коммерческой медицины ударит по незащищенным слоям общества.

— Даже в Грузии, где все частное, скорая помощь — это государственная программа. Плюс есть госпрограммы по СПИДу, туберкулезу. Естественно, для тех людей, которые не могут позволить себе оплатить лечение, государство будет предоставлять субсидии. Ведь на самом деле у нас сегодня задекларировано, что медицина бесплатная, но по факту это не так.

— Когда ожидать появления страховой медицины?

— Сегодня это сделать невозможно. Даже принятие закона о страховании ничего не изменит. Необходимо подготовить больничную сеть таким образом, чтобы она могла обслуживать нужное количество пациентов на соответствующем для страховой медицины уровне. Я думаю, что если все пойдет правильно, то к концу года мы начнем вводить схемы страховой медицины.

— В Прибалтике сегодня в очень приличном роддоме рождение ребенка обойдется в $500. В Украине — в четыре раза дороже. Как снизить цены на услуги коммерческой медицины?


— В Украине услуги частной медицины, если верить официальной статистике, составляют менее 3 % от всего объема медицинских услуг. Поэтому частные клиники сегодня могут ставить любые цены — конкуренции просто нет. При этом разумных расчетов того, сколько стоит та или иная медицинская услуга, тоже нет. Расценок в стране попросту нет. Мы собираемся разработать расценки на услуги в соответствии с европейскими стандартами.

— Конкуренции нет не только между частными, но и между государственными клиниками?

— Совершенно верно. Поэтому мы хотим внедрить систему ваучеров на обслуживание в клиниках за счет государства для социально незащищенных слоев населения. Этот ваучер будут принимать как в государственной, так и в частной клинике. Люди сами выберут, куда им идти. Нас почему‑то учили, что медицина —этоне бизнес. Но это очень хороший бизнес. Очень моральный бизнес. Потомучто результат — это здоровый человек и спасенная жизнь. Но необходимо создать конкурентную среду, дать людям право выбора.

— Когда мы увидим какие‑то принципиальные различия между той системой здравоохранения, которая есть сейчас, и той, которую вы хотите построить?

— Давайте исходить из того, что Верховная рада планирует принять все необходимые для реформ законы в апреле. В этом случае первые изменения будут заметны в сентябре.
Сегодня каждая больница получает деньги за койко-место. Средства поступают в лечебные учреждения через субвенции, распределяемые из госбюджета областным и местным управлениям здравоохранения. В 2015 году в финансовом плане для этих учреждений ничего не изменится.

Единственное новшество, которое мы внедряем в этом году,— это перечисление гарантированных грантов для больниц из центрального бюджета. Учреждения смогут самостоятельно определять, на что тратить эти средства. Мы создаем новую форму электронной отчетности, с помощью которой сможем проанализировать, какие услуги и в каком количестве на самом деле предоставляются.

Это позволит определить расценки и количество госсредств, которые действительно нужно выделять. И уже в 2016 году можно ожидать прорыва. В Латвии и Эстонии на то, чтобы изменить систему финансирования здравоохранения, ушло до трех лет.

— Когда вас назначили министром, вы говорили о дерегуляции фармацевтического рынка. Почему до сих в этом направлении ничего не сделано?

— Это вопрос не ко мне, а к Верховной раде, которая провалила принятие закона о дерегуляции. Отрасль сегодня зарегулирована настолько, что это уже снижает качество продукции, представленной на рынке. А нужно, чтобы отрасль дышала, развивалась.

— Есть еще одна проблема. В феврале должен был быть готов план закупок лекарств за государственные средства. Но его до сих пор нет. В чем проблема?

— Сейчас мы стараемся лоббировать в Верховной раде закон — он уже там зарегистрирован, который позволит закупать некоторые препараты через ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ [Всемирную организацию здравоохранения] и так далее. Зачем? У этих организаций очень хорошее соотношение цена / качество, и, что самое главное, они могут поставлять эти медикаменты каждый год в одно и то же время. А это позволяет лучше планировать закупки на следующий год.

Ни я, ни госпожа Павленко не придумывали эту абсолютно бюрократическую систему регистрации. Мы тоже хотим ее упростить

Давайте посмотрим на конкретные цифры. Не буду называть препарат, но в одном конкретном случае закупка через ЮНИСЕФ или ВОЗ позволяет нам экономить до 30 %. И таких примеров много — я собираюсь посвятить этому специальный брифинг. Очень надеюсь, что закон будет принят. Но и без него мы планируем первые закупки в апреле. То есть на месяц раньше обычного.

— У фармацевтов есть нарекания — затягивается регистрация лекарств. Мол, зарегистрировали только 200 лекарств вместо 2.000, как обычно. Фармацевты считают, что происходит это из‑за вашего заместителя Александры Павленко, которая якобы лоббирует интересы одного производителя и отказывает другим.

— Ни я, ни госпожа Павленко не придумывали эту абсолютно бюрократическую систему регистрации. Мы тоже хотим ее упростить. Но для этого, опять же, необходимо принимать законы, постановления Кабмина. До конца марта нас обязали подать весь пакет необходимых для дерегуляции документов. Он позволит упростить регистрацию лекарств, импорт медаппаратуры, строительство медицинских учреждений.

— У Олега Мусия, вашего предшественника на посту министра, был конфликт с фармацевтами по всем тем вопросам, которые я перечислил. Все закончилось его увольнением. Вы не боитесь, что с вами это повторится?

— Я не хочу ни с кем конфликтовать. Законы, которые мы планируем принять, не направлены против кого‑то. Принимать законы против индустрии самоубийственно, потому что она все равно найдет лазейки, и сформируется полуподпольная система. Ее будет очень трудно контролировать. Мы хотим вместе с рынком установить простые и понятные правила, которые бы работали на пользу отрасли.

Источник: nv.ua

Новости портала «Весь Харьков»

Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
 
Архив новостей

Юридическое обеспечение портала

Адвокат
СМОРОДИНСКИЙ
Виктор Семенович