Но вернемся к теме нашего разговора. Понятно желание известного писателя присвоить своей семье честь основания Харькова - пусть даже используя для этого сюжетные схемы, достойные мексиканских сериалов. Был бы плохой город, он бы так не старался. Наиболее интересной и наукообразной представляется третья версия, выдвинутая в прошлом веке профессором Аристовым. Согласно этой версии, Харьков в свое время являлся легендарной столицей половцев - Шаруканью, позже захваченной русскими князьями. И все бы хорошо, если бы профессор, увлеченный собственной теорией, не забыл, что половцы были народом степным, а Харьковскую область в те далекие времена покрывали дремучие леса. Сомнительно, чтобы половцы возвели свою столицу в столь непривычном для них месте, да еще и по соседству с русской крепостью Донец, остатки которой и доныне стоят на окраине Харькова (на берегу реки Уды, в районе Карачевки). Доподлинно нам известны две вещи. Впервые в летописях название "Харьков" появляется лишь в 1627 году. Да и то речь идет о речке Харьков. И второе, пожалуй, самое важное. В одном из первых документов об основании нашего города прямо говорится, что поселенцы из Украины пришли не на пустое место - на нынешней Университетской горке уже стояло древнее поселение, аналогичное Донецкому городищу. Об этом докладывал царю первый русский наместник в Харькове воевода Селифонтов. Беда состоит в том, что в центре Харькова никогда не велись археологические раскопки. Но даже те предметы старины, которые в свое время уже были найдены в Харькове - а это и арабские монеты, и образ Спаса Нерукотворного ХIII века, и предметы быта, - позволяют отнести основание нашего города к домонгольскому периоду истории Руси, т. е. ХII-ХIII векам. В пользу этого же соображения свидетельствуют и харьковские подземные ходы, часть из которых, по свидетельству специалистов, прорыта в то же время. По-видимому, во время татарского нашествия остатки жителей древнего Харькова и спаслись в этих таинственных подземельях. Но в целом город пришел в упадок и к середине ХVII века являл собой жалкую деревушку. Было трудно даже предположить, что это древнее поселение не только обретет вторую жизнь, но и станет центром всего этого богатейшего края. Вот уже несколько лет на Правобережной Украине под руководством гетмана Хмельницкого шло восстание против польского владычества. По сути, шла война на истребление народов. В кровавой смуте гибли десятки тысяч безвинных украинцев, евреев, поляков. Правобережье было совершенно опустошено ужасной гражданской войной и татарскими набегами. Летописец писал: "Видел я на разных местах много костей человеческих, сухих и нагих, только небом покрытых, и болел сердцем, что прекрасная и всякими благами прежде изобиловавшая Украина ныне в пустыне оставлена". Простые казаки и крестьяне, спасаясь от грабежей и насилия, бежали на восток, во владения православного русского царя, и селились на территории нынешней Слобожанщины. Цари принимали их ласково и даже помогали деньгами. И это понятно - южные пределы Российского государства постоянно тревожили крымские татары, и возникавшие многочисленные украинские крепости служили надежной защитой от их нападений. После поражения Богдана Хмельницкого под Берестечком в 1651 году на восток хлынула очередная, третья по счету, волна отчаявшихся беженцев с Правобережья. Современник тех драматических событий писал: "Хмельницкий, ожидая угодного к отмщению времени, позволил утесняемому от ляхов народу идти из городов к Полтавщине и за границу - в великую Россию". Напомню, это было более 340 лет назад, шел 1651 год. А уже через два-три года наш город начинает активно упоминаться в официальной переписке тех времен - различных указах, отчетах и повелениях. Причем, что любопытно, одно из первых упоминаний о Харькове во всемирной истории является обыкновенной кляузой. Церковники из Белгорода жалуются тамошнему воеводе Б. П. Шереметеву, что поселившиеся у слияния рек Лопани и Харькова украинцы без разрешения законных владельцев, то есть тех самых белгородских монахов, рубят лес, бьют зверя и ловят рыбу. Этот документ важен в двух аспектах. Во-первых, это подтверждение тому, что в харьковских реках водилась настоящая рыба. А во-вторых, это свидетельство опровергает новомодную украинофильскую теорию, будто Харьков построен на свободной земле и находился вне юрисдикции московского царя. Данная земля являлась собственностью Русской Православной церкви. Потом, чтобы получить разрешение строить здесь крепость, харьковчане ездили к царю и были вначале подчинены чугуевскому воеводе. |