20.04.2015

Первый фильм Александра Довженко родился в Харькове

Принято считать, что Александр Довженко дебютировал в кино в 1926 году, но харьковские исследователи опровергли эту точку зрения. Знаменитый кинорежиссер Александр Довженко заболел кинематографом именно в Харькове.

— Александр Довженко вынашивал идею о фильмах, когда жил в Харькове, и первая экспериментальная кинолента была снята на два года раньше, чем принято считать — летом 1924 года, руководителем съемок был Александр Довженко, — говорит киновед, преподаватель кафедры медиакоммуникаций ХНУ им. В. Н. Каразина Владимир Миславский. — Когда Довженко жил в Харькове, он уже тогда вынашивал идею стать кинорежиссером. Первая картина была снята в Харькове — в лаборатории, которая занималась съемкой хроникальных сюжетов для киножурналов. В работе принимали участие несколько художников-графиков. Это был графический фильм, скорее фильм-плакат, в котором история рассказывалась с помощью написанных художниками плакатов.

ДОВЖЕНКО ЖИЛ НА ПУШКИНСКОЙ

В 1923–1926 годах Александр Петрович Довженко жил на ул. Пушкинской, 62. Сейчас в этом здании находится областной центр культуры и искусства.

— Мне знаком документ, в котором указано, что в доме на ул. Пушкинской, 62 Александр Довженко проживал вместе с сестрой, — делится историк Андрей Парамонов. — В документе содержится список жильцов дома, количество и номера квартир, указаны даже возраст жильцов и место работы. В этом списке — и Александр Довженко с сестрой. Они проживали на очень небольшой площади — всего на 5,25 саженей (немногим больше 10 кв. метров. — ред.). Я встречал очень много историй, которые не соответствуют действительности, придуманные легенды, а этот документ содержит подлинную информацию, когда дом был построен, кто был его владельцем, сколько в нем было квартир и т. д.

Фотокопию документа Андрей Парамонов подарил областному центру культуры и искусства.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАЛ ЗАРЯДКУ

О жизни Довженко в доме на ул. Пушкинской, 62 сохранились любопытные подробности.

— Здесь каждое утро Александр Довженко делал зарядку, — рассказывает директор Харьковского отделения Украинского этнологического центра Института искусствознания, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины, кандидат филологических наук Михаил Красиков. — Зарядка была очень необычной. Александр Петрович складывал свои вещи в чемодан (они помещались туда все) и выжимал, как гирю, приговаривая: «Какое счастье быть обладателем только одного чемодана. Ты ничем не связан и можешь в любую минуту уехать куда угодно». Как вспоминают современники, однажды он просидел всю ночь в раздумьях, сложил вещи в тот самый чемодан и уехал в Одессу, где его уже ждал друг Юрий Яновский. Довженко тесно общался с ним в Харькове, он уехал раньше и работал на Одесской кинофабрике. Харьков сыграл в жизни Александра Довженко огромную роль: наш город стал для него стартовым. В доме на ул. Пушкинской, 62 он пересмотрел свою жизнь.

КАРИКАТУРЫ ПОДПИСЫВАЛ «САШКОМ»

По словам Михаила Красикова, в харьковский период Александр Довженко еще не заявил о себе как литератор. Город знал его не по фамилии, а по имени Сашко — так он подписывал иллюстрации и карикатуры, котореы печатались в книгах и в газете «Вiстi ВЦВК». В 1920-е годы в первой столице Украины культурная жизнь била ключом, и Довженко оказался в тесном кругу украинских литературных романтиков и писателей-футуристов.

В Харькове он создал сценарий к фильму «Вася-реформатор». Есть данные, что в Одессу Александр Довженко приехал с уже написанным сценарием фильма «Царь». Первый серьезный успех пришел к нему в 1929 году после выхода на экраны картины «Звенигора», сценарий которой был готов еще в Харькове.

Источник: vecherniy.kharkov.ua

Автор: Елена Ковальская