Примета: Кузьминки. Козьма и Демьян.Девичий День
С 14 по 18 - проводятся встречи-сборы Девиц, т.е. Будущих Золотых Половин.
Почитались эти святые на Руси, славились как мастера и покровители семейного очага. В деревнях девушки зазывали так:
"Матушка Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! Кузьма-Демьян по сеням ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!"
Неспроста девушки обращались к Кузьме-Демьяну, почитали в их чудотворной силе женское начало. Ведь Кузьма и Демьян пособляли бабьим работам, семейному ладу, устройству новобрачных и продолжению рода. Еще весной, собирая яйца, старая бабка высматривала курицу, что "парилась" - клохчела, просилась на яйца. Усаживая курицу, старая бабка говорила: "Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени!"
Яйцо почиталось издревле, как символ магических сил плодородия. Осенние Кузьминки были разгаром свадеб на Руси, и девушки страстно задумывали на любовь, на то, чтобы святые "сравняли их - поздних - с ранними". Девушки заклинали в это утро о женихах, просили с крыльца: "Кузьма-Демьян, идите жить к нам!"
Назывался этот день еще и курячьи именины.
Наши предки почитали Кура и Курку. В стародавние времена перо почиталось. Никогда баба в подушку не плакала: "Перо слезы пьет". А после, мол, ненароком подоткнешь эту же подушку своему ребенку под голову, то какой там сон-то ему будет? Что смекать - тяжелый сон. Мучительный.
Справляли курячьи именины. Девушки пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом. Чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.
Вот приметы на этот день:
Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября) раскуёт.
Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет.
Не заковать реку без Кузьмы и Демьяна.
Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правят.