"Пожалуйста, перестаньте называть их дронами-самоубийцами или камикадзе. Это барражирующий боеприпас"
Учитывая интерес к иранским барражирующим боеприпасам «Шахед-136» (и меньшим по размеру «Шахед-131»), которые в настоящее время в быстро увеличивающихся масштабах используются Россией в Украине, а также некоторые из ошеломляющих заявлений о них; краткая ветка о том, что они могут и не могут делать по сравнению с самолетами.
Барражирующие боеприпасы далеко не самые современные, они существуют с конца 1980-х годов; Израильская Гарпия была самой успешной. По сути, это медленные винтовые ракеты. Ранние варианты имели противорадиолокационные искатели для наведения на радары ЗРК противника.
Они были разработаны, чтобы объединить возможности ложных целей с возможностями противорадиолокационных ракет. Из-за экономичного и медленного полета они могли преодолевать сотни километров и барражировать в течение нескольких часов. Если радары ЗРК противника звключатся, они будут поражены.
Необходимая базовая технология чрезвычайно проста по сравнению с традиционными боевыми самолетами. Небольшой поршневой двигатель, предназначенный для легких или авиамоделей, простой корпус летающего крыла из пластика, металла или композитов, базовые навигационные возможности и искатель или что-то в этом роде.
Большим изменением за последнее десятилетие стало резкое увеличение доступности дешевой потребительской микроэлектроники с достаточной вычислительной мощностью и навигацией на основе GPS (например, компоненты смартфонов). Это дало даже негосударственным группам доступ к разумной точности по сравнению с фиксированными целями.
Иран с энтузиазмом воспринял эту технологию и предоставил обучение и критически важные компоненты своим союзникам-хуситам в Йемене. Полученные в результате барражирующие боеприпасы доказали свою способность поражать нефтяную инфраструктуру и военные базы по всей Саудовской Аравии уже много лет.
Иран также регулярно запускает барражирующие боеприпасы из Сирии в направлении Израиля, в том числе более сложные конструкции с некоторыми функциями скрытности. Почти все они перехвачены и сбиты, как этот, самолетами ВВС США F-35, поскольку у Израиля плотная многоуровневая сеть ПВО.
Сегодня барражирующие боеприпасы, такие как Shahed-136, предлагают государствам и некоторым негосударственным группам относительно дешевый способ нанесения дальних ударов по неподвижным целям (с использованием навигации GPS/INS) или радарам (с использованием антирадиационного искателя). Однако имеются существенные ограничения.
Во-первых, они полагаются на коммерческий GPS для навигации и точность терминала. Если GPS глушится, оба быстро деградируют. Во-вторых, мощность боеголовки невелика (обычно 5-30 кг), что ограничивает урон и набор жизнеспособных целей по сравнению с обычными бомбами, ракетами или артиллерией.
В-третьих, компоненты, как правило, коммерческие, практически без защиты от систем противодействия БПЛА, которые используют мощные микроволны или другие электронные эффекты. В-четвертых, не могут быть легко использованы для поражения движущихся целей, что ограничивает гибкость на поле боя.
В-пятых, они летят медленно и низко, что значительно ограничивает их полезность в качестве оружия быстрого реагирования на внезапную угрозу на расстоянии, а также делает их сравнительно легкими для перехвата старомодными зенитными орудиями с радиолокационным наведением, такими как немецкая ЗСУ Gepard.
Многие из этих ограничений можно смягчить. Могут быть добавлены многорежимные искатели. Усовершенствованные боеголовки могут открыть больше наборов целей в пределах веса, небольшие турбореактивные двигатели могут увеличить скорость. Электроника военного класса может повысить устойчивость к РЭБ. Но все дорого и сложно
Например, Марокко, как сообщается, заплатило 22 миллиона долларов в 2021 году за 15 передовых израильских Harops. Хотя они обладают большими способностями, они не «роятся», потому что мало кто может купить их в достаточном количестве. По этой цене они конкурируют с традиционными ракетами для многих миссий.
Российские «Шахед-136», безусловно, представляют собой растущую проблему для Украины. Их все ПВО не перехватит, и они нанесут ущерб городам, базам и возможно радарам ЗРК. В помощь Украине западным партнерам следует увеличить поставки средств ПВО малой и средней дальности.
Нанесенный ущерб будет трагичен и неудобен в военном отношении. Однако Украина едина и побеждает, несмотря на целые разрушенные города и тяжелые обстрелы крылатых и баллистических ракет. Shahed-136, даже если будут использованы сотни, вряд ли изменят исход.
Почти все вооруженные силы (кроме Израиля) слишком медлительны, чтобы серьезно отнестись к угрозе барражирующих боеприпасов (и особенно малых БПЛА). Но, против простых дешёвых типов, которые могут роиться, есть много путей противодействия им, от SHORAD, до систем РЭБ и ПЗРК.
Физика по-прежнему работает, и все маленькое и дешевое, чтобы тратить его в больших количествах, может двигаться либо быстро, либо далеко, но не одновременно, и полезная нагрузка будет небольшой. Если добавить многорежимные искатели, расширенную навигацию, малозаметность и устойчивость к РЭБ, затраты будут как у других современных ракет.
Напротив, быстрые реактивные самолеты дороги и сложны в обслуживании, но предлагают гораздо более тяжелую и гибкую огневую мощь; гораздо более мощные наборы датчиков; возможность повторного использования; варианты сигнализации; видимое сдерживание; и живучесть. Это нечто большее, чем просто платформы для нанесения точечных ударов.
Если кто-то все еще нуждается в аргументах, что они не являются заменой быстрым реактивным самолетам, посмотрите на первого пользователя и самого плодовитого разработчика (и цель) барражирующих боеприпасов. Израиль «понимает», но вкладывает деньги как в F-35, так и в F-15.
Одна последняя просьба (напрасно). Пожалуйста, перестаньте называть их дронами-самоубийцами или камикадзе. Shahed, Harop, Qasef, Switchblade и т. д. являются боеприпасами. То, что они винтовые и могут отклоняться в полете, не означает, что термин, который мы не применим ни к одной другой ракете, подходит...
@Justin_Br0nk
Джерело: https://www.facebook.com/annopolsky