Малоизвестное об известном. Репин: ВТОРОЕ "ПИСЬМО"
В середине 60-х повели наш класс в Харьковский исторический музей. Среди экспонатов запомнилась репродукция картины нашего земляка Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Буквально через неделю посетили мы Харьковский художественный музей, и увидел я оригинал того же полотна...
Того, да не того. В первом случае народу на картине было побольше, и писарь сидел, глядя в бумагу. Во втором -- народу меньше, а писарь смотрит прямо на зрителя...
То ли обман, то ли я сошёл с ума. Решил никому ничего не говорить, чтобы не нарваться на насмешки. И позже выяснил, что обе картины -- настоящие.
Применительно к данному полотну вспоминается фрагмент из не менее знаменитого и великого произведения – гоголевской пьесы «Ревизор», когда погрязший в собственных фантазиях Хлестаков на замечание, что «Юрий Милославский» -- роман господина Загоскина, парирует: «Ах да, это правда, это точно Загоскина. А есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».
Когда вам рассказывают, что легендарное полотно Ильи Репина «Запорожцы» хранится в Петербурге, то вы можете сказать: «Точно, в Петербурге. А есть другие «Запорожцы», так те уж в Харьковском музее хранятся».
И.Репин работал тщательно и долго. Полотно размером примерно два метра в высоту и три с половиной в ширину он писал более 10-ти лет – с 1880 по 1891 года. Несмотря на острую критику по поводу якобы исторической недостоверности полотна, успех картины был необычайным. В 1892 году картину за 35 тысяч рублей купил император Александр III. Сумма огромная по меркам конца XIX века (профессор университета получал рублей 200 в месяц).
Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Петербургского Русского музея.
Возможно, И.Репин был провидцем и предугадал громкий успех полотна, поэтому, еще не окончив первый вариант, в 1889 году сразу взялся за второй. Возможно, первый вариант по каким-то показателям его не вполне удовлетворял, но он решил не переделывать, а создать параллельную версию. Работа была прекращена в 1893 году.
Харьковская картина немного меньше по размеру и считается экспертами незавершенной. Но есть некоторые различия и в самом изображении. Именно они позволяют считать харьковский вариант не копией, а параллельной версией.
Меньшие размеры делают харьковский вариант намного компактнее. "Воздуха" становится меньше, но за счет сокращения пространства удается достичь заметного повышения эмоциональной плотности.
Писарь на первой картине уткнулся в работу. В харьковском варианте он разделяет общий восторг от коллективного творчества, он вместе со всеми наслаждается происходящим действием, что значительно оживляет полотно, делает его гораздо ближе к эмоциональному состоянию запорожцев, которые пытались сделать письмо турецкому султану максимально смешным.
Исчезает казак в белом одеянии с капюшоном, совершенно безучастный к общему действу. За счет этого колоритный смеющийся казак в папахе выдвинется на первый план, и именно он во многом создает настроение картины. От первого варианта остаётся казак без рубашки. Очевидно, именно эти две фигуры вместе с писарем полностью удовлетворили И.Репина. Существенной потерей, конечно же, является исчезновении отбритого казака, откинувшегося на спину от смеха на переднем плане.
Но в целом, у харьковчан есть все основания считать свою картину и более яркой, и более насыщенной, и более эмоциональной, и более настроенческой.
* * *
Неведомо, вдохновила ли картина И.Репина скульптора Матвея Манизера на создание того варианта памятника Шевченко, который сегодня установлен на улице Сумской и считается лучшим памятником Кобзарю в мире, но определенные параллели наблюдаются достаточно четко.
Известно, что М.Манизер в качестве моделей привлекал актеров Харьковского театра имени Т.Шевченко.
И.Репин на своем полотне также увековечил ряд известных ему современников.
Роль центральной фигуры – писаря исполнил знаменитый исследователь запорожского казачества, один из наиболее известных харьковчан Дмитрий Яворницкий. Он же выступали главным историческим консультантом картины.
Вторая центральная фигура, присутствующая на двух вариантах – казак без сорочки предположительно была списана с образа знаменитого актера и режиссера Марка Кропивницкого. Он тоже был отчасти связан с Харьковом, неоднократно играл в городе и здесь нашел последний приют – его могила расположена в современном Молодежном парке.
Прототипом казака в папахе стал профессор Петербургской консерватории Александр Рубец (по другим данным -- писатель Владимир Гиляровский, автор книги "Москва и москвичи" -- Л.К.).
Казака, указывающего рукой вдаль и изображенного в двух вариантах картины, исполнил кучер художника Василия Тарновского -- Никишка.
Прототипов имеют и иные персонажи первого варианта, которым не нашлось места на харьковской картине.
Источник: facebook.com / Леонид Курохта
В наше время картины не потеряли актуальность: