20.06.2017 10:05
Просмотров: 1317

Открытая ложь и скрытое насилие. В Театре Пушкина – последняя неделя репетиций «Кукольного дома»

Открытая ложь и скрытое насилие. В Театре Пушкина – последняя неделя репетиций «Кукольного дома» В Театре имени Пушкина готовятся к премьере «Кукольного дома» по пьесе Генрика Ибсена. Последнюю неделю перед премьерой актёрам предстоит работать над самыми трудными, сложными для восприятия сценами. Сложными не в смысле абстрактности и символизма, совсем наоборот — они слишком реальны. Постановщик Ольга Турутя-Прасолова намеренно создаёт на сцене подробную иллюзию «нормальной» семейной жизни — салфеточки, тумбочки, рукомойник. Именно за этими бытовыми зарослями и скрываются во внешне «нормальных» семьях ложь, презрение и насилие.
Открытая ложь и скрытое насилие. В Театре Пушкина – последняя неделя репетиций «Кукольного дома» В Театре Пушкина любят классику. В ней, уверена Ольга Турутя-Прасолова, можно найти свободу, глубину и актуальность. При этом каждое своё решение, каждое действие на сцене постановщик должен оправдывать. Но провокация в «Кукольном доме» обязательно будет.
«Провокация иногда необходима, — считает режиссёр. — Я не хочу, чтобы зрители сказали «Ну, неплохой спектакль», и пошли домой. Я хочу, чтобы он вызывал восторг или ужас. С моим прошлым спектаклем, чеховской «Чайкой» мне было проще. А Ибсен — куда более сложный материал».
«Кукольный дом» легко посчитать бытовой пьесой, в которой семейные страсти кипят среди чашечек и тарелочек. «Пушкинцы» намерены в этих чашечках и тарелочках быть максимально откровенными: «Это должна быть серия пощёчин, неожиданных откровений вроде: «Да это же обо мне!» или «Какой ужас! Хорошо, что в моей жизни этого нет», — считает директор театра Сергей Бычко. — Хотя на сцене — XIX век, и многое поменялось с тех пор, всё это и по сю пору бывает. Основные темы, мотивы персонажей «Кукольного дома» будут актуальны всегда».
Открытая ложь и скрытое насилие. В Театре Пушкина – последняя неделя репетиций «Кукольного дома» Сюжет в пьесе развивается вокруг тайны, которую Нора хранит от своего мужа. Но и у других персонажей есть свои секреты. Впрочем, из зала всё видно: стены, которые существуют для героев пьесы, для зрителя прозрачны. Вся ложь — открыта, зритель видит всё, что происходит «за закрытыми дверьми», и иногда для него это крайне дискомфортно.
«Никакой пошлости не будет. Но смотреть на это будет не всегда приятно, — предупреждает постановщик. — Насилие — это ведь не только грубые жёсткие сцены. Насилие начинается с малого, например: «Помой чашку. Ты плохо помыла. Помой ещё раз», с таких вещей. И в какой-то момент вся эта сдержанность слетает с человека и наружу вырываются демоны».
Актёры признаются, что на сцене им приходится работать на «топливе ненависти», выпускать этих демонов. Они есть в каждом человеке, но профессия актёра даёт возможность использовать их во благо, а не во вред.
«У нас есть две такие сцены: когда муж психологически давит на жену, требуя секса, и когда просто избивает её, — объясняет Ольга-Турутя Прасолова. — Это всё грубо, страшно, и кажется, что лучше о таком умолчать. Но, к сожалению, это происходит каждый день во многих украинских семьях. Театр обязано говорить о важном, о неудобном. Мы должны не только развлекать и смешить зрителя, но и тревожить, вызывать ответные реакции, подталкивать к размышлению. «Миленько и красиво» — это не о нас».
В сцене бытового насилия прямого контакта актёров не будет, но и она станет для них испытанием. Впрочем, играющая Нору актриса Мария Бораковская проживает сцену легко, даже получает удовольствие: «Это очень мощное средство воздействия на зрителя, и именно своей эффективностью мне эта сцена нравится».
С ней согласна и Ольга Солонецкая, ещё одна актриса, исполняющая роль Норы: «У меня пока есть сложности с первым актом, когда нужно играть легкую и веселую девочку. Это для меня гораздо сложнее. А то, что происходит во втором акте, мне очень понятно. Это те вещи, которые, как говорится, с молоком матери впитаны».
Мария Бораковскя видит своего персонажа наивной женщиной, которая через сложные испытания постигает правило: каждый в ответе за свои поступки: «Главное в Норе то, что она врёт всем вокруг, — считает Мария. Она пытается маленькой ложью скрепить разрушающийся семейный домик, и он обрушивается на неё. И чем больше лжи, тем сложнее ей остановиться. Возможно, в начале этого пути обмана никто не сказал ей, что нужно остановиться. Возможно, наш спектакль остановит кого-то. Как-то после нашего студенческого спектакля к нам подошла женщина и сказала: «Я 20 лет не общалась с сыном, но увидела ваш спектакль и поговорила с ним». Вот ради таких моментов мы всё и делаем».
Премьера спектакля «Кукольный дом» состоится 30 июня в 19:00 на главной сцене Театра им. Пушкина (ул. Чернышевского, 11). Также показы состоятся 1, 4 и 7 июля.

Информация о спектакле:
Постановка, сценография, костюмы — Ольга Турутя-Прасолова
Музыкальное оформление — Светлана Луполчук
Действующие лица и исполнители:
Адвокат Хельмер — Сергей Листунов, Владимир Частников
Нора — Мария Бораковская, Ольга Солонецкая
Доктор Ранк — Федор Бахмутченко, Богдан Белецкий
Фру Линне — Наталья Иванская, Инна Одноралец
Частный поверенный Крогстад — Олег Власов, нар. арт. Украины Юрий Головин
Куклы — Екатерина Белая, Олег Маковейчук

Билеты можно приобрести в кассах и онлайн на сайте Театра имени Пушкина.

Новости портала «Весь Харьков»


Читайте ещё:

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 
Архив новостей

Ми рекомендуємо

  • Рощинская — доставка воды в Харькове на сайте vodar.in.ua.

Юридичне забезпечення порталу

Адвокат
СМОРОДИНСЬКИЙ
Віктор Семенович