03.01.2020 09:19

Грядет революция. Топ-8 событий в науке, которые произойдут в 2020 году

Пятая часть XXI века уже позади, и предсказания многих экспертов по поводу того, что в начале 2020-х Земля будет ультрасовременной планетой с фантастическими изобретениями оказались не совсем верны.

Да, развитие интернета и мобильных гаджетов шагнули далеко вперед за последние 20 лет и значительно облегчили жизнь людей, но мы по-прежнему не летаем на машинах и не можем общаться силой мысли, как это долгое время описывали сценаристы научно-фантастических фильмов.

Разные футурологи и эксперты в технологиях прогнозировали, что в 2020-м люди уже должны будут создать искусственный интеллект с сознанием, умные лекарства, которые помогут нам эффективнее использовать пищу, не говоря уже о бессмертной жизни, клонировании людей и общении с другими цивилизациями.

Даже Илон Маск обещал к 2020-му начать колонизацию Марса и Луны. Как видим, планы создать поселения людей в космосе переносятся как минимум еще на пять лет, а появление полноценных роботов, которые будут не глупее нас — на неопределенный период.

Тем не менее, наука не будет стоять на месте и ждать, пока Маск наиграется с «кибертраком» Tesla, — уже в этом году нас ждут запуск одной из самых важных марсианских миссий NASA, фотографии новых черных дыр, строительство нового адронного коллайдера и многое другое.

В связи с этим, НВ собрало восемь самых интересных событий в науке, которые произойдут в 2020-м.

NASA запустит новый марсоход

Грядет революция. Топ-8 событий в науке, которые произойдут в 2020 году

Пока SpaceX построит свои космические корабли и соберет первых добровольцев для создания колонии на Марсе, NASA уже подготовит почву и узнает всю необходимую информацию для жизни на Красной планете. Одна из самых важных исследовательских миссий на Марс стартует как раз в этом году.

Mars 2020 предполагает запуск одноименного марсохода в июле 2020-го, который должен прибыть на Марс в феврале 2021-го. Аппарат будет собирать экземпляры марсианской почвы с помощью роботизированной руки и у него будет собственный летающий спутник — небольшой автономный вертолет, который весит всего 1,8 кг и имеет длину лопастей 1,2 метра. Дрон рассчитан на несколько запусков над поверхностью Марса (не более 90 секунд) и может пролететь от 100 м до 1 км.

Из-за разреженной атмосферы Марса, вертолет может подняться только на 5 м над поверхностью планеты. При этом, две его лопасти будут раскручиваться до 2,4 тыс. об/мин, в то время как частота вращения винта вертолета Ми-8 составляет примерно 200 об/мин. Аппарат укомплектуют лишь одной цветной камерой с высоким разрешением, с помощью которой можно будет изучать труднодоступные места на Марсе.

Представители NASA активно популяризируют грядущую миссию в медиа и даже создали проект, в рамках которого любой человек может отправить свое имя на Красную планету. Кроме того, за строительством марсохода Mars 2020 можно постоянно наблюдать онлайн на сайте NASA.

Астрономы получат новые данные о черных дырах

Фото: NASA

Одним из главных научных открытий в 2019-м была фотография горизонта событий сверхмассивной черной дыры в центре галактики Messier 87 в созвездии Девы. Ученые создали первое в своем роде изображение, расшифровав около 500 терабайт данных, которые телескоп Event Horizon Telescope (EHT) или «Горизонт событий» собирал последние несколько лет.

В этом году ожидается, что группа исследователей из EHT получит новую информацию о наблюдениях восьми радиотелескопов за центром нашей галактики — Млечный путь. Не исключено, что уже через несколько месяцев мы сможем увидеть очертания сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, которая расположена на расстоянии примерно в 26 тыс. световых лет от Земли.

На помощь ученым из EHT придут эксперты из Европейского космического агентства (EHT), которые позже в этому году должны обновить 3D-карту Млечного пути. Новые данные должны улучшить наше понимание строения и развития Млечного пути, а также навести ясность с тем, как Стрелец А*, взаимодействует со звездами.

Напомним, увидеть черную дыру невозможно, поскольку эти сверхтяжелые объекты являются буквально невидимыми и поглощают любые виды электромагнитного излучения. Ученые могут засечь лишь изображение ее очертаний, так называемого горизонта событий, — условной линии за внешними границами черной дыры, после которой любой свет, попадающий туда, навсегда исчезает из нашего поля зрения.

CERN готовит второй адронный коллайдер

Фото: CERN

Пожалуй, величайшее изобретение современной науки — Большой адронный коллайдер (БАК) — может обзавестись наследником, который будет еще больше и еще мощнее. В конце 2018-го БАК полностью отключили для планового обслуживания и усовершенствования некоторых деталей. Коллайдер должен снова заработать в 2021-м.

Несмотря на то, что обновленный БАК будет гораздо мощнее и сможет замечать любое аномальное поведение частиц, в Европейской организации по ядерным исследованиям CERN планируют построить еще один коллайдер.

Действующий подземный тоннель, по которому разгоняют частицы на границе Швейцарии и Франции занимает более 26 км. Новую же разработку предлагают соорудить в том же месте, но почти в четыре раза больше, — перед столкновением встречные пучки будут разгонять по кольцу, протяженностью в 100 км. Ученые пока не знают, оправдает ли новый коллайдер затраченные на него средства, ведь общая стоимость проекта может перевалить за $25 млрд.

В мае 2020-го в Будапеште состоится специальное заседание совета CERN, на котором комитет решит, нужен ли нам еще один коллайдер. Тем временем, в Китае уже утвердили сооружение собственного адронного коллайдера с тоннелем в 100 км. На проект собираются выделить всего $4,3 млрд, начать строительство в 2022-м и ввести ускоритель в эксплуатацию в 2030-х.

Физики планируют засечь темную материю

Грядет революция. Топ-8 событий в науке, которые произойдут в 2020 году

Фото: Volker Springel/Max Planck Institute for Astrophysics/Science Photo Library

НВ не раз писало о темной материи и темной энергии — гипотетических веществах, которые могут формировать абсолютное большинство Вселенной и отвечать за до сих пор необъяснимые нам ее свойства. В частности, скрытые массы космических тел и непропорциональную скорость вращение внешних объектов во Вселенной.

В апреле этого года в обсерватории Китт-Пик в Аризоне ученые должны будут установить новый «спектроскопический телескоп темной энергии», который сможет отслеживать движение галактик в третьей части обозримой нам Вселенной. Уже через пять лет исследователи получат карты и точные данные о расширении космического пространства, что может помочь нам понять природу темной материи и темной энергии.

«Охотники за темной материей улучшили детектор: подземный резервуар с жидким ксеноном, защищенный от шума на поверхности Земли, который предназначен для излучения света в случае контакта частицы темной материи. Первые прототипы были построены более десяти лет назад и содержали менее 50 фунтов ксенона. Для сравнения, в настоящее время детектор XENON1T в Италии проходит модернизацию, чтобы вместить 8 тонн», — пишет автор журнала Wired София Чен.

По ее словам, уже летом 2020-го свою работу должен начать еще больший 10-тонный детектор LUX-ZEPLIN, который расположен в старом золотом руднике в Южной Дакоте. Такое количество ксенона увеличивает шансы заметить частицы темной материи, поэтому ученые надеются на настоящий прорыв в ближайшие годы.

SpaceX запустит еще больше спутников Starlink

Весной 2019-го Илон Маск запустил проект глобального спутникового интернета SpaceX Starlink. Калифорнийская компания отправила на орбиту первые созвездия спутников, которые должны будут обеспечить людей в любой точке Земли подключением к сети. Но, многие астрономы и эксперты в исследовании космоса заявили, что тысячи новых аппаратов на орбите могут привести к значительному загрязнению космического пространства и нарушить работу телескопов.

Действительно, частная компания SpaceX планирует отправить на орбиту десятки тысяч спутников, хотя сейчас там расположены всего несколько тысяч рабочих аппаратов. В будущем даже одно серьезное столкновение может привести к эффекту Кесслера и тотальному загрязнению околоземного пространства из-за схода со своих орбит всех космических аппаратов.

Илон Маск уверен, что технологии точного управления спутниками позволят избежать столкновений, и уже с января 2020-го SpaceX планирует участить запуски передатчиков Starlink. Всего за этот год в SpaceX должны осуществить 24 запуска спутников для интернета, что в разы увеличит количество аппаратов на орбите Земли.

Кроме эффекта Кесслера, некоторые астрономы побаиваются, что засилье спутников будет преграждать видимость земным телескопам и препятствовать прохождению радиосигналов, что усложнит космические исследования. Да и к самой идеи глобального спутникового интернета есть много вопросов: у такого вида подключения есть ряд серьезных недостатков в сравнении с оптоволоконным интернетом и мобильными сетями, да и «доступность» Starlink довольно относительна, поскольку пользователям все равно нужно будет приобрести ресиверы для приема сигнала из космоса.

Как бы там ни было, в октябре 2019-го Маск написал, что уже пользуется своим «космическим интернетом».

JAXA отправит роботов на Луну

Фото: gamewatcher.com

Пока в NASA борются за финансирование новой лунной миссий Артемида и планируют возвратить людей на естественный земной спутник уже к 2024-му, японские ученые обещали, что в 2020-м создадут на Луне базу с роботами.

В Японском космическом агентстве JAXA инвестировали в проект $2,2 млрд и собирались отправить на Луну группу автономных устройств, которые смогут существовать самостоятельно, чинить себя и проводить разные исследовательские миссии благодаря продвинутому оборудованию.

Кроме многочисленных протекторов, солнечных панелей, сейсмографов, датчиков и высококачественных камер, у японских лунных роботов будут даже собственные руки, похожие на человеческие, с помощью которых они смогут анализировать почву и отправлять ее на Землю.

Если все пойдет по плану, первыми колонизаторами Луны станут не люди, а роботы, которые будут находиться там постоянно и работать как автономно, так и с помощью команд с земных центров управления. Правда, JAXA должно было запустить миссию еще в 2015-м, после чего сроки перенесли к 2020-му. Посмотрим, смогут ли японские инженеры похвастаться своими достижениями в этом году.

Генетики создадут копии органов людей

Фото: intelligentliving.co

На днях стало известно, что китайского ученого, который заявил о первом в истории редактировании ДНК человека, приговорили к трем годам лишения свободы: в прошлом году генетик Хэ Цзянькуй отредактировал геном двух эмбрионов, надеясь сделать их устойчивыми к ВИЧ. Автора эксперимента осудили, поскольку ученые еще точно не знают, как именно такие операции могут отразиться на здоровье людей.

Более гуманный и, главное, легальный метод усовершенствовать тело человека изобрел японский исследователь из Токийского университета Хиромицу Накаучи: в этом году ученый планирует провести эксперимент с выращиванием тканей на основе стволовых клеток человека в эмбрионах мышей и крыс. В перспективе, Накаучи планирует создавать настоящие органы людей в лабораторных условиях и затем пересаживать их нуждающимся пациентам.

Ранее ученый из Японии заявил о выращивании стволовых клеток человека в эмбрионах свиньи и овцы, которые могут стать донорами органов для людей. Исследователи проводят подобные эксперименты благодаря технологии редактирования генома CRISPR/Cas9, — изменение структуры ДНК позволяют ученым «отключать» функции некоторых белков у животных, которые защищают иммунную систему от действия вводимых препаратов.

Биологи с лучших университетов мира ведут патентную борьбу за применение технологии CRISPR/Cas9 еще с 2012 года, и пока все эксперименты даже на животных считаются противоречивыми. Когда человечество преодолеет все морально-этические барьеры, а ученые достигнут совершенства в редактировании ДНК, мы сможем создавать полноценных клонов. Очевидно, вряд ли это произойдет в 2020-м.

Власти решат судьбу климатических соглашений

Фото: Thinkstock

Глобальные климатические изменения и нарушения экосистемы стали одним из главных трендов 2019-го. Даже в Украине аномально теплая зима заставила многих прислушаться к словам шведской экоактивистки Греты Тунберг, которую журнал Time назвал человеком года после ее выступления на климатическом саммите ООН в Нью-Йорке.

Последние отчеты ООН подтверждают, что государствам нужно срочно сократить количество вредных выбросов в атмосферу, поскольку из-за парникового эффекта уже в ближайшие годы могут увеличиться риски засухи, голода, бедности, потери большинства видов животных и растений. 2020-й станет определяющим годом в этом смысле, поскольку на грядущей климатической конференции COP26 в Глазго решится судьба Парижских соглашений, которые подписали практически все страны мира в 2015-м.

Дело в том, что прописанные в соглашениях пункты о снижении выбросов парниковых газов в атмосферу и удерживании глобального роста температуры на уровне двух градусов Цельсия рискуют потерпеть неудачу. Некоторые эксперты уверены, что цели по сокращению выбросов СО2, закрепленные Парижскими соглашениями, не спасут нас от глобального потепления, и документ не предусматривает какие-либо санкции для стран, которые не придерживаются пунктов международного договора.

Из-за этого о выходе из соглашений ранее заявил президент США Дональд Трамп, что в целом поставило под угрозу ценность документа. В ноябре 2020-го США может формально подтвердить свое нежелание ограничивать вредные выбросы и бороться с климатическими изменениями. Но, к тому времени Трампу нужно будет всеми силами бороться за свое место на очередных президентских выборах, и, пока неизвестно, как действующий американский президент и его конкуренты будут реформировать Парижские соглашения.

Источник: nv.ua/