«АвтоТак»: развод по-украински или шанс по-европейски?
Держу в руках распечатанный договор на покупку автомобиля в группе по программе «АвтоТак». И что самое интересное - я совсем не планирую покупать машину. Я хочу разобраться, что скрывается за системой «АвтоТак», почему ее все так активно обсуждают. Итак, обо всем по порядку.
Как Вы уже поняли, я не рьяный автолюбитель и не поклонник всего, что ездит на колесах. Мне больше интересна экономика, финансы и все, что с этим связано. Именно поэтому я с удовольствием читаю о происходящих трансформациях на отечественных рынках во время кризиса, анализирую, строю прогнозы и сам пишу на эту тему.
Одно из последних, что привлекло мое внимание – это набирающий популярность в Украине такой финансовый инструмент, как самофинансирование или покупка товаров в группе по системе «АвтоТак». Встречать отзывы о ней я стал относительно недавно, но они были настолько разные - как негативные, так и положительные - что невольно заставили задуматься об эффективности такого способа покупки.
Больше всего меня смутил тот факт, что люди, пишущие о том, что «АвтоТак» - это развод, чаще всего сами участие в программе не принимали, а руководствовались только слухами и такими же негативными отзывами. Чтобы понять суть услуги, оценить ее эффективность и найти причины такого яростного обсуждения в Интернете, я решил детально изучить условия участия в программе.
Заграничная «диковинка»
Во всем мире граждане разных стран (Бразилии, Мексики, Аргентины, Венгрии, Португалии, Греции, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Индии) уже более 40 лет пользуются таким финансовым инструментом, покупая в группах не только машины, но и другие материальные блага. В каждом государстве условия участия в программе незначительно, но отличаются, однако неизменным остается суть и принцип услуги.
В основе приобретения материальных ценностей в группах лежит принцип, согласно которому экономические трудности преодолеваются группой покупателей. Т.е. на индивидуальном уровне потребитель не в состоянии купить выбранный продукт или услугу, а в группе это сделать можно. На рынке Украины услуга по покупке автомобиля в группе существует с 1998 года. В январе 2012 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», согласно которым деятельность по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах отнесена к финансовым услугам.
Поскольку данный вид деятельности предполагает привлечение денежных средств от физических лиц, предоставление услуг по администрированию финансовых активов для приобретения товаров в группах осуществляется при условии получения соответствующей лицензии и не может совмещаться с любым другим видом деятельности.
Первой в Украине такую лицензию получило ООО «АВТО ПРОСТО», которому и принадлежит небезызвестная торговая марка «АвтоТак». Согласно данным компании-администратора, уже более 45 тысяч автомобилей было приобретено украинцами таким образом .
И с каждым месяцем годом эта цифра растет, что свидетельствует об увеличении популярности альтернативного способа покупки нового авто.
Чтобы детальнее разобраться в нюансах программы «АвтоТак», я зашел на сайт компании «АВТО ПРОСТО», нашел образец типового договора, скачал и распечатал его.
Буква закона
Даже поверхностное изучение договора дало мне четкое представление о том, что огромный массив негативных отзывов в Интернете не имеет под собой оснований. В документе четко прописана вся схема участия программе. Все обязанности и права сторон, платежи, порядок их внесения, процедура распределения автомобилей, очередность – все подробно и доступно указано.
На некоторых форумах я читал, что это развод, и машину никто не получит. Это неправда. В договоре говорится, что все участники, выполняющие свои обязательства, гарантированно получат автомобиль. Распределение машин происходит в присутствии нотариуса. Все официально и легально. Также в договоре указано, как можно за счет внесения авансовых платежей влиять на срок получения авто.
В чем причина негатива?
По моему мнению, появление негативных отзывов обусловлено несколькими факторами. Во-первых, их оставляют люди, которые в принципе не знакомы с программой. Точнее знакомы только заочно. Сами не анализировали условия, возможности, детали. Задавая многим авторам таких постов предметные вопросы я получал невразумительные ответы. Доводы основывались лишь на слухах и предрассудках. Думаю, что новое всегда воспринимается в штыки.
Во-вторых, не все участники программы перед подписанием договора анализировали и изучали все его положения. Отсюда возникало непонимание и иногда - разочарование.
В-третьих, люди в принципе чаще оставляют негативные отзывы, чем благодарственные. Ведь человеку свойственно пожаловаться и услышать слова поддержки от других, поэтому очень часто красочно описывают свою проблему.
Делаем выводы
Если уделить немного времени и более тщательно проанализировать договор и условия участия в программе «АвтоТак», можно оградить себя от любых неожиданностей. Не стоит доверять непроверенным безликим источникам, лучше обратиться к квалифицированным специалистам, которые дадут свою экспертную оценку.
По моим оценкам, покупка авто в группе – хорошая, а главная - выгодная альтернатива банковскому кредиту. Доступность услуги – одно из главных ее преимуществ. Остается вывести ее на цивилизованный уровень и давать потребителям больше информации о ней.
Автор: Дмитрий Крымов