Восьмое чудо Харькова
Несколько лет назад харьковчане определились со списком "Семи чудес Харькова".
Макеты лучших архитектурно-технических сооружений были установлены в сквере около станции метро "Академика Бекетова". Конечно же, этим кругом список городских достопримечательностей не исчерпывается. Но топ-лист, как говорится, не резиновый. Поэтому у всего, что не вошло в заветную семерку, есть право побороться за не менее почетное звание "Восьмое чудо Харькова". Одним из главных претендентов на этот титул является харьковский метромост.
Уникальное сооружение появилось в городе 10 августа 1984 года. Мост длиной 980 метров пересекает реку Харьков на участке между станциями "Киевская" и "Академика Барабашова".
Тоннели первой ветки прокладывались под руслами харьковских рек. Был получен достаточно непростой опыт борьбы с грунтовыми водами и плавунами. Поэтому при создании Салтовской линии приняли решение в месте пересечения с рекой Харьков строить метромост. Такой вариант был намного экономичнее и избавлял от необходимости проведения трудоемких работ по водопонижению.
Проектировщики рассматривали два варианта моста – открытый, наподобие киевского моста Метро, введенного в эксплуатацию в 1965 году, - и мост-тубус.
Второй вариант был более трудоемким и дорогостоящим. Но строительство крытого моста давало целый ряд преимуществ:
- оборудованию, находящемуся внутри галереи, не страшны атмосферные осадки и перепады температуры;
- значительно снижался шумовой фон около метромоста;
- не создается дополнительная нагрузка на глаза машинистов при переходе с подземных тоннелей на метромост и наоборот.
Также учитывался и эстетический фактор. Пейзажи вокруг метромоста особо не поражали живописностью - одноэтажная застройка и пустыри. В последующий период ситуация стала еще менее оптимистичной из-за быстрорастущих мусорных свалок.
Пять фактов о харьковском метромосте
1) Крытых метромостов в то время ни на территории Украины, ни на территории бывшего Союза не существовало, так что харьковчане могут считать себя пионерами в реализации подобных проектов.
2) Строительство метромоста было начато в конце 1979 года. Перед постройкой пришлось снести несколько кварталов одноэтажной застройки. Жители снесенных домов были переселены в многоэтажки. Также потребовалось перенести расположенный неподалеку газопровод.
3) Строительство велось, как говорили в то время, ударными темпами. На монтаж пяти секций крыши уходило два дня, на установку каждой опоры пролета - четыре дня.
4) Определить, что состав проезжает метромост, можно по снижению скорости движения. Если в обычных тоннелях поезд разгоняется до 60-80 километров в час, то по метромосту он движется со скоростью не более 40 километров в час. Кроме того, на этому участке появляется мобильная связь тех операторов, чье покрытие не охватывает метрополитен.
5) С двух сторон моста имеются пешеходные дорожки, но доступ к ним имеют только уполномоченные сотрудники метрополитена. Метромост охраняется военизированной охраной. Впрочем, это не останавливает некоторых лихачей, которым приходится прибегать к различным ухищрениям.
Нереализованные планы
В нишах метромоста предполагалось сделать по три круглых окна. В дальнейшем от этих планов отказались для обеспечения стабильной вентиляции внутри.
Мост строился на пролетах с достаточной высотой, так как планировалось в будущем сделать реку Харьков более полноводной и проходимой для мелких судов (лодок и катеров).
После сооружения метромоста рядом с ним планировалось построить автостраду, соединяющую Журавлёвку и район рынка "Барабашово". Однако экономический кризис 90-х заставил отложить эти планы в долгий ящик. Проект так и не был реализован. И вряд ли будет, потому что территория, по которой должна была проходить автострада, уже занята рынком "Барабашово".
Источник: sq.com.ua
Фото: www.mirmetro.net