13.02.2014
Просмотров: 738

Как банки зарабатывают на клиентах

Финучреждения в условиях медленного роста процентных доходов начали активно зарабатывать на комиссиях. Как следствие, за бесплатные прежде сервисы банков клиентам приходится платить, хотя зачастую об этом они узнают лишь постфактум.

Структура прибыли банков претерпевает качественные изменения: комиссионные доходы растут в разы быстрее процентных, хотя методы их получения не всегда прозрачны. Как банки зарабатывают на комиссии, пишет "Инвестгазета" (№5, 10 февраля 2014 года).

За 11 месяцев 2013 года комиссионные доходы банков выросли на 6,95%, до 22,6 млрд грн. Это в семь раз больше процентных доходов финучреждений, которые за аналогичный период увеличились лишь на 0,02% — до 117,6 млрд грн. В итоге доля комиссий в структуре доходов банков увеличилась с 14,1% до 15%, а объем процентных доходов снизился с 78,1% до 77,8%.

Впрочем, о полной диверсификации рисков говорить пока рано. Несмотря на рост комиссионных поступлений, структуру прибыли банков еще сложно назвать эффективной. Сейчас хорошим результатом считается получение комиссионного дохода в размере 20-25%, хотя эксперты уверены, что оптимальное соотношение для украинских банков составляет 30х70. При этом на европейском рынке этот показатель достигает 50х50.

Комиссионные доходы банки получают от осуществления платежей и предоставления сопутствующих услуг. Их размер мало зависит от валютных и кредитных рисков, поэтому чем выше доля комиссионных доходов у банка, тем меньше он подвержен влиянию внешних факторов. Ставку на рост комиссионных доходов банкиры начали делать после кризиса 2008-2010 годов. Причина была проста: отсутствие кредитования и последующее за этим снижение прибыли. Банки тогда были вынуждены искать альтернативные источники доходов, главным из которых являются как раз комиссионные.

********

Любой ценой

Максимальные темпы роста комиссионных доходов в посткризисный период были зафиксированы в 2012-м году. Тогда всего за год они выросли на 14,55%. Отдельные банки показали колоссальный прирост: Platinum Bank (+2237%), Терра Банк (+348%), "Клиринговый дом" (+118%), Банк 3/4 (+110%) и Дельта Банк (+94%).

Больше всего — около 50-60% — банки зарабатывают на повышении тарифов или их введении на бесплатные прежде сервисы. В прошлом году банки активизировались в использовании этого метода. При этом новые платежи бывают очень значимыми. К примеру, в конце января Universal Bank внедрил комиссию $15 за возврат карты клиента, которая была забыта в банкомате другого банка. Ранее за возврат карточки деньги не требовали.

Банки предпочитают не афишировать запуск подобных тарифов, почти никогда не сообщают о них клиентам, а ставят перед фактом списания. В то же время финучреждения стараются скрыть введение дополнительной комиссии за счет ее незначительного размера — в надежде, что клиент не обратит внимания на такие платежи. Поэтому в погоне за комиссионными поступлениями финучреждения в прошлом году массово внедряли небольшую плату (5-10 коп.) за вывод баланса на чек или квитанцию.

Подобные минимальные комиссии банки запустили и по другим привычным транзакциям, таким как выписка по счету, запрос баланса в колл-центре, оплата услуг мобильной связи и т.д. Также появилось много платных SMS, которые присылает банк: например, о приближающемся сроке погашения кредита или оплаты страховки. Банки внедрили плату за целый ряд транзакций при использовании интернет-банкинга: перевод на счет другого банка, снятие или изменение лимитов. И делали они это смело. По словам экспертов, если регулярный новый дополнительный платеж не превышает 2-3 грн, клиенты почти никогда не поднимают скандал. А значит продолжат сотрудничество с банком.

Параллельно повысились тарифы. Значительно выросли первоначальные комиссии за выдачу кредитов — на 10-50% (до 1,5-3% от суммы кредита по автокредитам и до 5-10% по кредитам на товары). Подорожала оплата ЖКХ через кассу банка (на 5-7%), поднялись тарифы на обслуживание карточных, текущих и других счетов (на 4-6%). Правда, по словам Николая Войткива, начальника управления общебанковских рисков банка "Финансы и Кредит", в последнее время банки осторожнее поднимают тарифы в связи с обострением конкуренции. Поэтому, по мнению многих аналитиков, сейчас банкиры делают ставку не на размер тарифов, а на их количество.

********

Органичный рост

Мировая практика показывает, что для роста доли комиссионной прибыли банкам необходимо придерживаться трех простых правил: постоянно увеличивать клиентскую базу, наращивать количество транзакций и внедрять новые, актуальные продукты. Отечественные банки начали следовать этой тенденции последние пару лет.

Например, в прошлом году многие финучреждения уделяли особую роль развитию дистанционных каналов обслуживания. "Они позволяют значительно расширить клиентскую базу, увеличить комиссионные доходы, снизив в то же время операционные расходы", — объясняет Марина Кшинина, начальник управления пассивных, комиссионных и сервисных продуктов ВТБ Банка.

По мнению Светланы Черкай, члена правления Пиреус Банка, для роста комиссионных доходов финучреждению необходимо сократить наличные транзакции, увеличив при этом электронные и карточные безналичные платежи. С этим проблем у банков возникнуть не должно: украинцы пользуются карточками все охотнее. Так, по данным Михаила Демкива, аналитика банковского сектора группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU), объем платежей с применением банковских карт по итогам 2012 года составил 91,6 млрд грн. А за девять месяцев 2013-го этот показатель был уже 108,4 млрд грн.

Кроме того, банки особое внимание уделяли продвижению карточек. Многие банки возобновили карточное кредитование. И зарабатывают на них не только процентный доход, но и комиссионный — за счет снятия наличных с кредитки и оплаты комиссии за их обслуживание. Также значительно увеличилось количество дебитных карт: банки активно выпускали карточки для определенных групп населения. Так, появились карточки для студентов, которые можно использовать не только для получения стипендии, но и как пропуск в университет, библиотеку. Есть специальные карты для болельщиков, по которым, например, действуют скидки в спортивных магазинах.

Отдельной статьей комиссионного дохода, которую банки активно развивали в 2013 году, стала продажа пакетных предложений. "Банк через пакеты услуг повышает кросс-продажи, увеличивает свое участие в финансовых операциях клиента", — отмечает Константин Лежнин, заместитель председателя правления УкрCиббанка BNP Paribas Group. Пакет услуг зачастую дороже, чем один стандартный продукт, который необходим клиенту (например, оформление платежной карты для выезда за границу). Но в то же время пакет может быть дешевле, чем совокупность услуг (карта+страховка). Но в таких программах могут быть предложения, которыми клиент так и не воспользуется.

Также банки начали получать комиссию за абсолютно нестандартные услуги — продажу железнодорожных билетов, билетов на культурные и спортивные мероприятия. Правда, доля доходов от таких услуг совсем невелика. "Для нас продажа доппродуктов — это укрепление связи с нашими клиентами, пока ее нельзя рассматривать как отдельный бизнес", — говорит Михаил Рогальский, руководитель направления "Платежи и переводы" ПриватБанка.

********

Комиссия в сети

Банки и дальше будут заинтересованы в минимизации рисков, а потому продолжат активную работу по наращиваю комиссионных доходов. Сергей Любарский, руководитель департамента финансового контроллинга ПУМБ, считает, что банки будут увеличивать такие поступления все теми же методами: за счет активного развития транзакционных услуг, операций с картами и ценными бумагами. Сергей Романенко, заместитель начальника управления розничного и малого бизнеса Индустриалбанка, предполагает, что банки будут делать ставку на предоставление комплексных продуктов, каналы самообслуживания или удаленные системы обслуживания. Например, развитие мобильных услуг, дистанционное управление счетами, предоставление различных сервисов, способных упростить и автоматизировать оплату коммунальных услуг.

В то же время Светлана Черкай уверена, что резкого увеличения доли комиссионных доходов не произойдет. Хотя бы потому что на то, чтобы приучить клиентов оплачивать банковские услуги, за которые они не привыкли платить, необходимо время. Как и на изменение потребительского поведения, особенно если оно напрямую связано с экономической и финансовой ситуацией на рынке.

Источник: delo.ua

Автор:Татьяна Криволапчук