25.11.2013
Просмотров: 665

Кто возместит вклады, если банк ликвидирован

Как выяснилось, 25% взрослого населения страны не знает о существовании каких-либо гарантий по вкладам.
Актуальные вопросы, связанные с возмещением вкладов, читателям «Вечернего Харькова» разъяснил заместитель директора – распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц Андрей Оленчик.

– Какие банки являются участниками фонда?

– Участие банков в фонде является обязательным условием для получения банковской лицензии. А посему участниками являются все банки, кроме ПАТ «Государственный ощадный банк Украины», где вклады гарантируются государством за счет бюджетных средств, и ПАТ «Родовид банк», поскольку это санационный банк.

А вот кредитные союзы, согласно Закону Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц», не являются участниками фонда, а посему возврат вкладов в них не гарантруется.

– Какая сумма гарантируется фондом?

– Максимальная сумма возмещения средств по вкладам составляет 200 тысяч гривен – это граничный размер на одного человека, независимо от того, сколько вкладов он имеет в банке. Фонд гарантирует каждому вкладчику возмещение средств в размере его вклада вместе с процентами, насчитанными на день принятия решения НБУ об отнесении банка к категории неплатежеспособных.

Если вкладчик имеет вклады в нескольких банках – участниках фонда, то ему гарантируются вклады в каждом из банков, но на сумму не более 200 тысяч гривен в одном банке.

Вклады в иностранной валюте гарантируются на тех же условиях, что и гривенные, но возмещение осуществляется в национальной валюте Украины после пересчета суммы вклада по официальному курсу на день принятия решения Нацбанком об отнесении банка к категории неплатежеспособных. Возмещение осуществляется в пределах 200 тысяч гривен.

– Когда фонд начинает выплаты гарантированной суммы возмещения по вкладам в банке, который ликвидируется?

– Фонд начинает выплаты вкладчикам, их представителям и наследникам в гривнах (в наличной или безналичной форме) не позднее семи дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. Выплата возмещения осуществляется с учетом сумм, уплаченных вкладчику на протяжении действия временной администрации в банке.

На протяжении 30 дней с начала выплат вкладчик может в пределах гарантированной суммы получить средства в банке-агенте, осуществляющем выплаты. После окончания этого срока выплаты происходят на основании индивидуальных письменных обращений вкладчиков в фонд. Фонд завершает выплату гарантированных сумм в день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации банка как юридического лица.

– Какие документы необходимо предъявить в банке-агенте для получения возмещения?

– Для получения гарантированной суммы в банк-агент необходимо предъявить паспорт и идентификационный код. По прошествии 30-дневного срока с дня начала выплат вкладчик должен отправить в фонд заявление о выплате гарантированной суммы возмещения с указанием фактического места проживания, личной подписью и датой, а также копии документа о присвоении идентификационного кода и паспорта. Заявление рассматривается в срок до трех месяцев со дня получения.

ДЕНЬГИ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПО ДОВЕРЕННОСТИ

– Как происходит возмещение, если вклад принадлежит несовершеннолетнему?

– Гарантированная сумма может быть выплачена одному из родителей, усыновителей или опекунов после подачи им заявления и копий документов о присвоении идентификационного кода и паспорта, а также нотариально заверенной копии свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего статус законного представителя лица, например решение суда. В случае опеки -- документ, подтверждающий, что человек на момент осуществления выплат является опекуном.

– Как получить деньги наследникам?

– Наследник подает в фонд документы, (копии справки о присвоении идентификационного номера и паспорта), а также нотариально заверенную копию документа о праве на наследство.

– Как получить гарантированную сумму по доверенности?

– Необходимо в 30-дневный срок предъявить в банк-агент идентификационный код, паспорт и соответствующим образом оформленную доверенность на получение средств.

Для получения возмещения по индивидуальному обращению по истечении 30-дневного срока представитель должен предоставить заявление о выплате гарантированной суммы с указанием фактического места проживания, за личной подписью и датой, копии справки о присвоении идентификационного кода и паспорта, а также нотариально заверенную копию доверенности. Если в доверенности не указан идентификационный номер вкладчика, доверенное лицо предоставляет копию документа о его присвоении.

– Каким образом возвращаются средства юрлицу, физлицу-субъекту предпринимательской деятельности (СПД) и другим кредиторам банка?

– В период действия временной администрации выплаты юрлицам, СПД и другим кредиторам не осуществляются. В случае ликвидации банка удовлетворение их требований осуществляются за счет средств, полученных в результате ликвидации и реализации имущества банка в порядке очереди:

1) обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан;

2) денежные требования по зарплате работникам банка, возникшие до принятия решения об отзыве лицензии и ликвидации банка;

3) требования фонда, в частности относительно возврата целевого займа банку, предоставленному на протяжении действия временной администрации;

4) требования вкладчиков – физических лиц в части, не превышающей сумму, выплаченную фондом, а также обязательства по выплате процентов по вкладам, начисленных в период действия временной администрации;

5) требования НБУ, возникшие в результате снижения стоимости залога, предоставленного для обеспечения кредитов рефинансирования;

6) требования физлиц, чьи платежи заблокированы (кроме физлиц-СПД);

7) другие требования, кроме требований по субординарному долгу;

8) требования по субординарному долгу.

Если средств, полученных от реализации имущества, недостаточно для удовлетворения всех требований одной очереди, требования удовлетворяются пропорционально сумме каждого кредитора одной очереди. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются по мере поступления средств от реализации имущества банка – только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества банка, считаются погашенными.

ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МОЖЕТ РАБОТАТЬ ПОЛГОДА

На следующий рабочий день после получения официального решения НБУ об отнесении банка к категории неплатежеспособного – в нем вводится временная администрация.

Временная администрация внедряется на срок до трех месяцев, а в системообразующем банке – до шести месяцев, и прекращается после выполнения плана урегулирования или по решению исполнительной дирекции фонда.

Во время работы временной администрации выплаты осуществляются по договорам, срок действия которых закончился, и по договорам банковского счета вкладчиков. Средства возвращаются в размере вклада, включая проценты, на день принятия решения о неплатежеспособности банка, но не более 200 тысяч гривен. Информацию о начале выплат можно получить на сайте фонда www.fg.gov.ua или по телефону горячей линии 0-800-308-108.

В период временной администрации начисление процентов по вкладам осуществляется до дня принятия решения НБУ об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.

Проценты по вкладам, насчитанные за время действия временной администрации, выплачиваются за счет средств, полученных в результате ликвидации и реализации имущества банка, в порядке очередности удовлетворения требований кредиторов, установленных законодательством. Для получения процентов по вкладам, насчитанным за время действия временной администрации, необходимо на протяжении 30 дней со дня опубликования сведений о ликвидации банка заявить уполномоченному лицу фонда о своих требованиях к банку.

За возмещением еще можно обратиться
За 15 лет существования фонда осуществлены выплаты вкладчикам 34 банков, которые ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. Возмещение получили более 400 тысяч граждан на общую сумму около семи миллиардов гривен. В 17 банках из 34 ликвидация еще не закончена (выплаты идут столько, сколько длится ликвидация: до 22 сентября 2012 года – три года, после этой даты – один год).

Три банка из этих 34-х имеют харьковскую прописку: Земельный банк, Импромбанк и «Базис». Выплаты по вкладам продолжаются, поскольку ликвидация еще не завершена. У вкладчиков еще есть шанс обратиться за возмещением. Вкладчикам Земельного банка в Харьковской области выплачено 99% от суммы, подлежащей выплате; Импромбанка – 95,2%, «Базиса» – 97,1%.

автор: Ирина Стрельник

Источник: Вечерний Харьков