08.04.2014
Просмотров: 510

Что делать, если ребенок не хочет учиться

Большинство родителей, хотя бы раз в жизни сталкивалось с ситуацией, когда их ребенок не хочет делать домашнее задание. Но на этом проблемы не заканчиваются - учебная программа дается школьнику с трудом, он не всегда понимает новую тему, не запоминает правила. Также, может забыть о том, что вы поручили ему что-то сделать по дому, теряет интерес к любимым занятиям и т.д. Что же делать в подобных ситуациях?

Основными причинами отказа от обучения являются:

    проблемы со здоровьем;
    неподходящий распорядок дня (например, трудно вставать утром);
    хроническая усталость, стресс;
    ссоры с одноклассниками;
    конфликты с педагогом или антипатия к педагогу;
    неинтересные предметы (скука);
    лень.

Для начала, исключите как причину проблемы со здоровьем. Гиповитаминоз, усталость, переутомление или стресс могут стать причиной неуспеваемости в школе. При гиповитаминозе необходимо дать организму недостающие витамины и микроэлементы. Восполняйте их недостаток у вашего ребенка правильным питанием. Больше овощей, фруктов в любом виде. Попросите участкового педиатра назначить вашему ребенку курс приема витаминов. Не стоит заниматься самолечением и покупать препараты на свое усмотрение, поскольку такая тактика может только навредить, как результат – гипервитаминоз или более серьезные проблемы. Врач знает те особенности вашего чада, о которых вы часто не даже не догадываетесь. Медик принимает решение на основании индивидуальных физиологических особенностей человека (возраст, вес, результаты анализов).

Важен распорядок дня. Засыпать и просыпаться ребенок должен примерно в одно и то же время. Небольшие поблажки в виде лишнего часика для игры – только в выходные. По тому же правилу должно быть организовано питание, отдых, учеба. Все примерно в одно и то же время. Правильный распорядок дня не только напрямую благотворно влияет на самочувствие, но и приучает ребенка к дисциплине. В дальнейшем, в ВУЗе, а затем на работе это будет способствовать более продуктивному результату.

Следите, чтобы у ребенка не было не нужных ему нагрузок. Как умственных, так и физических. Устраивайте ему разумный перерыв для отдыха между занятиями. Не нужно взваливать на еще не сформировавшегося человечка кучу дополнительных занятий в различных секциях. Оставьте только то, чем ребенок действительно хочет заниматься. Если ребенок не хочет заниматься в кружке, который на ваш взгляд является крайне важным для него, сделайте перерыв. Возможно, через год вы сможете его заинтересовать или он сам проявит инициативу. Если ребенок сам примет решение изучать что-то, он будет делать это с большим удовольствием и запалом.

Интернет. В нем размещается огромное количество ненужной, а часто и опасной для детской психики информации. Строго контролируйте "дружбу" ребенка с компьютером. Только по необходимости. И только на безопасных в нравственном плане ресурсах. Следите, в какие игры дети играют, некоторые могут провоцировать агрессию.

Стресс. Он тоже может быть причиной ухудшения успеваемости ребенка. Важно сначала понять причину стресса, а затем делать выводы и принимать меры. Разговор не должен выглядеть спланированным: заговорите с ребенком о школе между прочим, расскажите ребенку о своих школьных временах, опишите одноклассников и учителей, пусть он сравнит ваш рассказ с ситуацией в своей школе. 

Нужно со всей серьезностью отреагировать на возникшую проблему, даже если вам она кажется очень примитивной. Никогда не высмеивайте и не приуменьшайте проблемы детей, таким образом вы можете отбить у них желание делится с вами. Очень важно внушить своему ребенку, что вы готовы помочь ему в любой ситуации.

Ссоры с одноклассниками. Наиболее распространенная реакция многих родителей физическое наказание за драки. Но такое наказание не устраняет самой причины конфликта, ребенок становится более скрытным и осторожным, чтобы его не наказывали в будущем.

Нужно принять чувства ребенка, узнать почему он так поступил. Потом указать способ правильного поведения, указать личное мнение, без оскорблений личности. Затем нужно выразить свои ожидания, например, что ребенок сделает выводы, и больше не будет вести себя подобным образом. Также, нужно вместе подумать, как можно исправить ситуацию, возможно, предложить альтернативу драке, подсказать как разрешить спор словами.

Конфликты с педагогом. Многим родителям проще игнорировать чувства ребенка, автоматически вставая на защиту репутации учителя. Некоторые и вовсе соглашаются с мнением детей, также игнорируя чувства ребенка и разрешая ему нелицеприятно отзываться о старших. Последнего допускать категорически нельзя, поскольку учитель должен быть авторитетом для школьника, в обратном случае, ребенок будет считать, что все о чем рассказывает учитель – не важно и не нужно.

Важно разобраться, в чем именно состоит конфликт между учителем и вашим ребенком. Чаще всего эти проблемы односторонние: школьник обижается на строгое, но справедливое замечание или плохую оценку. В таком случае, нужно просто помочь ему выполнить справедливое требование учителя или помочь с уроками. Если же проблема со стороны учителя – он несправедливо занижает оценки или ругает, вам нужно поговорить непосредственно с ним. Не нужно пытаться стать на чью-то сторону, важно справедливо решить конфликт.

Лень. Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. Так же не стоит заставлять ребенка, постоянно напоминая ему об учебе. Иначе нежелание учиться может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично.

Если уговоры и никакие другие стимулы не действуют, вам может помочь материальная мотивация, ведь взрослые тоже работают не бесплатно. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. Для некоторых детей нет лучшей награды, чем "сделал - и свободен". Мы с вами ежедневно к нему прибегаем, когда делаем скучные или неприятные дела.

Самым распространенным методом работы с ленивыми учениками, является совместное приготовление домашних заданий. Но нужно понимать, что помогать с уроками можно лишь в самое первое время, чтобы научить детей приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник неорганизован, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму. К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно.

Ваша задача ненавязчиво контролировать ребенка, подсказывая ему и направляя в нужное русло. При правильной организации учебного процесса, школьник будет с радостью посещать школу, старательно выполнять домашние задания и радовать вас хорошими отметками.

Источник: Обозреватель