Государство
06.06.2015
Просмотров: 545

Задавим экономикой

Крым обойдется Российской Федерации больше, чем стоимость всего их флота, и такой «авианосец» вполне может потянуть всю эскадру ко дну.

Многие сейчас говорят об альтернативах политического и военного решения конфликта между Украиной с Россией по Крыму и ДНР/ЛНР. На востоке не видно никакого военного решения, мирные соглашения и соглашения о прекращении огня не действуют, единственной альтернативой войне представляется политика, а значит – надо договариваться и идти на уступки.

Есть мнение, и мы с ним в какой-то степени согласны, что сейчас уже нет ни военного, ни политического решения, и добровольно в состав Украины эти территории уже не вернутся.

Во-первых, военный потенциал сторон практически одинаковый – ни у кого нет существенного преимущества, значит, и ощутимых подвижек в любую из сторон не будет. Что мы сейчас и наблюдаем. Открытые границы с Россией позволяют ДНР/ЛНР постоянно получать военную помощь и поддерживать боеготовность. А в случае радикального ухудшения стратегического положения Д/ЛНР открытые границы позволяют России своими кадровыми частями положение подправить.

Военное решение конфликта – это необходимость практически мгновенно разгромить армию противника и выйти к госгранице с международными наблюдателями на броне, что является в данной ситуации невозможным. Регион очень плотно населен, а агломерации не позволят армии их быстро захватить. Даже десятикратное превосходство ВСУ над Д/ЛНР может не дать решающего преимущества, и, кроме того, операция такого масштаба приведет к тысячам или даже сотням тысяч жертв среди гражданского населения. Такой кровавой бойни в Европе не потерпят ни ЕС, ни НАТО.

Во-вторых, политического решения быть не может, так как политические элиты в регионе сменились. Непризнанными образованиями руководят люди, для которых Украина ничего не значит, они в ней были никем и звали их никак, а «республики» им дали и деньги, и власть, и славу. При этом социально активное население анклавов, накрученное пророссийской пропагандой, не примет никаких политических договоренностей и уступок официальному Киеву. На примирение они не пойдут.

Нам кажется, что необходимо поменять информационную повестку и в принципе говорить не о политическом или военном решении, а о добровольном или принудительном вхождении ДНР/ЛНР в состав Украины. На добровольное вхождение этих образований в состав Украины надеяться не приходится. И это понятно: наверное, нет такого оптимиста, который бы сейчас говорил об этой возможности окончания этого конфликта. Украине проще реализовывать план принуждения к самоликвидации этих образований. Значит, единственный путь – невоенное принуждение к непростым решениям.

Невоенное принуждение может быть разное:

— Политическое.

— Социальное.

— Информационное.

— Экономическое.

По такому списку и работает весь цивилизованный мир. Принуждение к действиям стран-отступников через политическую блокаду. Так до сих пор не въездным в Европу и является Александр Лукашенко. После аннексии Крыма политические санкции посыпались на руководство России и близких Кремлю бизнесменов. Все помнят, как Путина «встретили» в Австралии на саммите G-20, как он в одиночестве сидел за обеденным столом, как он досрочно убежал с саммита и его никто не провожал. Путина не приглашают с визитами ведущие страны, и никто из мировых лидеров не посещал и в ближайшее время не планирует посетить Москву.

Одна из самых распиаренных информационных блокад – это информблокада населения Сирии, организованная руководством этой страны в период массовых беспорядков в 2012 году. На территории всей страны правительство отключило Интернет и телефонную связь, заблокировало доступ к социальным сервисам Facebook и YouTube. При этом возник информационный вакуум, когда сами сирийцы и жители всего остального мира не знали, что происходит в Сирии.

Под социальную и экономическую блокады попадали в свое время, например, Ирак и Иран в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» под эгидой ООН. Правительствам этих стран было разрешено покупать только те товары, на которые не было наложено эмбарго. Например, продукты питания доставлялись немедленно, а товары, потенциально пригодные для применения в качестве химического, биологического или ядерного оружия, не поставлялись вообще вне зависимости от заявленных целей.

Наиболее действенным является экономическое принуждение через систему санкций. Как раз этот метод сейчас реализовывается США и Европой в отношении России из-за украинского кризиса.

Рассмотрим ситуацию и возможные шаги по экономическому принуждению к самоликвидации ДНР/ЛНР и созданию у России «головной боли» от аннексии Крыма. Главное – это экономическая блокада (финансы, товарные потоки, налоги, зарплаты) внутри территории и внешняя блокада – создание условий по невозможности ведения субъектами территорий внешнеэкономической деятельности во всех ее проявлениях (товар, деньги, сырье, инвестиции, обмен человеческими ресурсами).

Основное в санкциях — они не должны быть антигуманитарными, и их введение не должно приводить к гуманитарной катастрофе. В случае одномоментного введения всего «веера» санкций на блокируемых территориях может произойти гуманитарная и социальная катастрофа, и тогда Украина будет отвечать за бардак на оккупированных территориях.

Поэтому санкции необходимо внедрять мягко и постепенно, давая возможность другой стороне поддаться давлению, а населению приспособиться к ухудшению ситуации, тем самым перенося ответственность за ухудшение социально-экономической ситуации на тех, кто контролирует эти территории. При этом, санкции не должны вести к потере местных рынков для Украины.

Санкции хорошо работают тогда и только тогда, когда все товарные и финансовые потоки локализованы в санкционной системе. То есть, люди не должны бегать через блокпосты, организовывая частную торговлю, которая нивелирует действия санкций. Территории должны получать продовольствие за счет собственных ресурсов и по линии предоставления гуманитарной помощи.

Позитивно влияет на ограничение развития неподконтрольных территорий прекращение возможностей проведения всех видов финансовых операций, за чем логично следуют неудобства возни с наличкой или бартером.

Таким образом санкции должны быть комплексными, взвешенными и действенными, иметь общую идеологию и единую концепцию. То есть, если запрет введен, то его обход для стороны, находящейся под санкциями, должен быть экономически бессмысленным.

При этом цели экономических санкций против Крыма и против ДНР/ЛНР разные по своей природе. И это очень важный момент, подходы Украины к оккупированным территориям должны быть жестко дифференцированы по причине разного подхода к этим территориям со стороны оккупанта.

В этой статье мы расскажем про санкции Украины в отношении Крыма.

Санкции Украины против Крыма не должны быть направленны на принуждение элит и населения к «возврату в Украину». Будем реалистами, никакое санкционное давление уже не успеет реализовать механизм возврата субъекта в Украину.

Сейчас поясним почему. Благодаря активной миграционной политике через 2-3 года в Крыму большая часть социальноактивного населения будет переселенцам из материковой части России – отставники и пенсионеры всех рангов с Севера, Дальнего востока, Сибири и других «зажопий», коих в РФ великое множество. Плюс ветераны военных банд с Донбасса.

Понятно, что «понаехи» ни о каком «возврате» в Украину помышлять не будут. Соответственно, цель санкций против Крыма – не возврат, а максимальный ущерб стране-агрессору за аннексию части Украины. Украине необходимо, не потеряв рынков сбыта в Крыму, заставить Россию тратить огромные деньги на субсидирование этой территории и вынудить основать вести как можно больше дорогостоящих инвестиционных инфраструктурных проектов на полуострове.

Украина уже ввела ряд санкций в отношении Крыма. Например, прекращение подачи на полуостров днепровской воды. Вода Северо-крымского канала больше использовалась в технических целях для нужд сельского хозяйства, а не для питья. А значит, прекращение ее подачи не привело к гуманитарной катастрофе. Кроме того, потерей рынка сбыта из-за малого объема поступлений это тоже не является.

Однако это уже привело к существенному сокращению посевных площадей на полуострове (площадь орошаемых земель в Крыму сократилась в десять раз и теперь только 14 тыс. гектаров получают воду) и в дальнейшем будет требовать от России реализации капиталоёмких инвестиционных проектов по обеспечению альтернативного водоснабжения в Крыму.

Подобный подход приносит плоды. В российской «Государственной программе развития сельского хозяйства Крыма» на 2015 – 2017 годы предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на обеспечение подачи воды на орошение сельскохозяйственных культур за счёт альтернативных источников водоснабжения (в условиях отсутствия днепровской воды).

При этом одной из основных целей Программы является реализация мероприятий по строительству, реконструкции и техническому перевооружению мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений Подпрограммы «Развитие мелиорации республики Крым». На эти мероприятия предусмотрено более 2 млрд. рублей, из которых более 60% планируется получить из федерального бюджета России.

Опреснение морской воды не поможет решить проблему полива в Крыму, поскольку установка опреснительных установок стоит бешеных денег, что увеличивает себестоимость выращиваемой продукции в десятки раз. Частично восполнить дефицит воды поможет очистка сточных вод. Планируется строительство прудов-накопителей из Малого Салгира.

Аналогично с электроэнергией. В год Крым потребляет 1300 мегаватт-часов электроэнергии, а производит не более 10% от этого количества. Полуостров полностью зависим от Украины. Уменьшение объема поставки электроэнергии на хронически энергодефицитный полуостров – это необходимость для РФ создавать проекты по развитию собственной генерации (при этом энергоносителей на полуострове тоже нет) или необходимость внешнего энергоснабжения из материковой России, что достаточно затратно, особенно учитывая то, что Ставрополье и Краснодар также небогаты «лишней» энергией. Получается, что Украина уменьшает собственную потребность в электроэнергии, что позитивно для нашей кризисной генерации и создает «головняк» для агрессора.

На нужды полуострова фактически задействован один энергоблок Запорожской АЭС с реактором ВВЭР-1000. На его постройку уходит лет пять. А на прокладку высоковольтного кабеля через Керченский пролив потребуется года полтора. И такой проект подготовлен. Обойдется он Москве в 17,66 млрд рублей (больше 330 млн дол. США). Подводный кабель в России не производится и поставлялся ранее западными фирмами. Для этого проекта кабель будет поставлять китайская компания «Jiangsu Hengtong».

Действующая транспортная блокада Крыма из-за прекращения железнодорожных и автобусных перевозок пассажиров побуждает Россию инвестировать в инфраструктурные проекты – покупать или брать в лизинг железнодорожные и автомобильные паромы, развивать портовую инфраструктуру, строить мост – это вынужденные многомиллиардные инвестиции, которые в настоящее время уже не под силу бюджету Ресурсной Федерации. И даже если деньги найдутся, это будут инвестиции в пустоту.

По сути, в Крыму сейчас организована лишь частичная транспортная блокада. Со стороны украинских властей блокада полная. С конца декабря 2014 года «Укрзализниця» ограничила движение пассажирских поездов в Крым, теперь они доходят только до станций Новоалексеевка и Херсон. Продажа билетов на автобусные маршруты, соединяющие Украину и Крым была прекращена в тот же период и до сих пор официально не возобновлена.

Но при этом крымские находчивые бизнесмены придумали возить пассажиров до пропускных пунктов «Чонгар» и «Каланчак», которые люди проходят пешком, а потом их на украинской стороне забирает другой автобус и везут в Одессу, Николаев и Херсон.

Это заставляет Москву думать о создании альтернативного автомобильного соединения Крыма с материком. Россией разработан проект строительства моста через Керченский пролив по косе Тузла. На его сооружение выделено 247 млрд рублей (почти 4,7 млрд. дол. США) из федерального бюджета. И вписаться в эту смету у подрядчика, скорее всего, не выйдет.

Есть, правда, один положительный нюанс для Украины. Выход из акватории Азовского моря кроме России имеет Украина и, по международным правилам, сторона, строящая мост, обязательно должна согласовывать строительство моста с другой стороной или удовлетворить ее технические требования по проходу суден под таким мостом. То есть, Украина имеет шанс завалить строительство данного моста.

Кроме этого, иностранные суда постоянно заходят в крымские порты. Понятно, что лидеры по количеству заходов в порты – российские судна, на втором месте – турецкие суда, и на третьем месте – корабли из Греции. В сентябре 2014 года Греческий круизный лайнер «Ocean Majesty» посещал Ялту. Много суден заходят в порты Крыма под флагами стран Южной Америки, Африки и разных офшорных зон, были суда из Италии, Мальты и Молдовы. Причем, ходят и автомобильно-пассажирские паромы, и танкеры, и сухогрузы.

Успешно работает аэропорт Симферополя, принимая самолеты из России. При этом, не только из Москвы, а уже и из других городов РФ, в том числе, из Хабаровска, Иркутска и других городов Сибири и Зауралья. Из Симферополя можно вылететь в третьи страны с пересадками в России.

Поэтому в Крыму существует лишь частичное блокирование международного перемещения. Во-первых, попасть в Украину из Крыма непросто, необходимо будет отстоять километровые очереди и пройти разные проверки на пунктах пропуска. Во-вторых, официально невозможно получить Шенген в любом посольстве страны Евросоюза в Украине. Но граждане полуострова успешно получают шенгенские визы в европейских консульствах в России, указывая в анкетах неверные данные о месте проживания.

Введенные санкции в Крыму привели к частичному блокированию внешнеторговой деятельности полуострова. Так вот, за первые три месяца текущего года было поставлено украинских товаров в Крым почти в 30 (!) раз больше, чем из Крыма обратно на материк.

Общий товарооборот между Украиной и Крымом за первый квартал 2015 года – 242 млн дол. США. Главными экспортируемыми украинскими товарами в Крым являются:

— электроэнергия, нефть и бензин – 53%;

— молоко, яйца, мясо — 15%.

То есть, крупные финансово-промышленные группы страны продолжают вести бизнес, не смотря на международные санкции? Вряд ли таким будут заниматься главные игроки украинского рынка нефтепродуктов Коломойский или Еремеев. Но таким в самый раз заниматься господину Курченко, который еще в апреле 2014 года приобрел сеть АЗС «Лукойл» в Крыму.

То есть, получается, что в Крым везется не топливо украинского производства, а нефть и бензин из третьих стран, которое реэкспортируется из Украины. Выгодно ли это Украине? Сомневаемся.

Из Крыма в Украину везут продукцию химической промышленности (65%) и красители (14%), основным бенефициаром этого бизнеса является олигарх Фирташ.

Фактом, подтверждающим продолжение работы предприятий в Крыму, является то, что, как бы того не хотело украинское правительство, только 1,4% компаний полуострова поменяли место регистрации на другие регионы Украины.

При этом Крым в 2015 году ни одной гривны не заплатил в госбюджет Украины, в то время, когда в первом квартале 2014 года Киев получил 1,9 млрд грн. в сведенный бюджет и 1,5 млрд грн. по единому социальному взносу.

Таким образом, давление России на бизнес в Крыму превышает преференции Украины. Создание свободной экономической зоны «Крым» совсем не стимулирует бизнес полуострова ориентироваться на Киев. Мы наблюдаем серьезные просчеты украинской стороны в отношении введения санкций по Крыму. Многое еще не сделано на полуострове.

Международная транспортная блокада пока работает только для судов и самолетов, заходящих на территорию Украины. Другие страны, в том числе, страны Европы, когда к ним приходят суда, посещавшие крымские порты, закрывают на это глаза. Их бизнес им важнее.

В этом случае Минэкономики и МИД Украины должны быть более активными в работе по реализации международной блокады Крыма, а не только между Украиной и Крымом. Украина уже выставила российским авиаперевозчикам «Аэрофлот» «Глобус», «Россия» «Донавиа», «Уральские авиалинии» и другим штрафы на сумму почти 17 млн дол. США.

Государство в лице Агентства по вопросам Крыма должно начать претензионную деятельность в международных судах по наложению штрафных санкций в отношении недобросовестных перевозчиков и вообще ареста имущества Российской федерации за границей, как это было с экс-акционерами компании ЮКОС. Летом 2014 года Третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить компенсацию ущерба в размере 50,085 миллиарда долларов бывшим акционерам ЮКОСа. Арбитраж счел, что Москва нарушила Энергетическую хартию, фактически признав нефтекомпанию экспроприированной.

Агентство по вопросам Крыма должно стать органом, ведущим единую политику в отношении полуострова, в том числе, касательно санкций, не позволяя украинскому МИДу действовать обособленно.

Не осуществляется и блокирование инвестиций в регион. Несмотря на запреты США и Евросоюза на инвестиции своих резидентов в Крым, другие страны считают, что деньги важнее санкций. Так, Индия хочет построить фармацевтический завод под Симферополем на сумму на сумму около 20 млн дол. США, а Китай со свойственной философией не говорит ни да, ни нет инвестиционному проекту строительства глубоководного (до 25 м) порта в Сакском районе Крыма, неподалеку от поселка Фрунзе (25 км от Евпатории) общей стоимостью 10 млрд дол. США.

На полуострове не заблокирована полностью внешнеторговая деятельность. В первом квартале 2015 года Крым экспортировал в другие страны через Украину почти в 17,6 раз больше, чем импортировал через материк. Крым импортировал из третьих стран через территорию Украины, в основном – мебель и изделия из кожи на 1,2 млн дол. США, экспортировав при этом в третьи страны красителей на 21,1 млн дол. США (опять же, Фирташ).

В Крыму необходимо сформировать и внедрять комплексную систему санкций, которая не будет создавать рисков для населения, а будет создавать условия, выгодные Украине. Основная задача санкций против РФ в отношении Крыма в том, чтобы туда не залетали самолеты и не заходили суда из-за подачи исков в международные организации.

Туристический поток из Украины в Крым должен быть максимально снижен, но при этом украинские товары должны поставляться Крыму беспрепятственно, чтобы вымывать оттуда деньги. Необходимо ограничить поставки нефти и топлива неукраинского производства, а это 124 млн дол. США. Необходимо увеличить поставки продуктов отечественного производства, которые пока составляют только 80% рынка продовольствия полуострова.

Украина должна не давать возможности развиваться бизнесу в Крыму, чтобы тот не имел возможности вести внешнеэкономическую деятельность в виде поставок товаров в Украину и через Украину на мировой рынок. Кроме того, сейчас продукция из полуострова легализируется в России и далее также поставляется на мировой рынок. Таким образом, регион будет требовать постоянные субвенции из федерального бюджета в виде дотаций и финансирования инфраструктурных проектов. Это будет ударом по самой России, и это главная цель санкций.

Россия платит высокую цену за аннексию Крыма. Ежегодно на полуостров федеральный бюджет РФ будет выдавать 90 млр. рублей (около 1,7 млрд дол. США) — 50 миллиардов рублей дотаций на сбалансированность своих бюджетов и 40 миллиардов рублей ежегодных неинвестиционных расходов на Крым. Кроме этого, Москва готова выдать Крыму еще 100 млрд рублей (около 1,9 млрд дол. США) на развитие, в первую очередь на обновление и строительство инфраструктуры.

Украина в июне 2014 года подала иск в Европейский суд по правам человека из-за аннексии Крыма. По расчетам правительства, нанесенный ущерб Украине составил около 1 трлн грн. (или 85 млрд долларов по тогдашнему курсу).

Россияне говорят, что они создают в Крыму «непотопляемый авианосец». Но если учесть те финансовые потери, которые несет Россия сейчас, и может потерять вследствие иска Украины в ЕСПЧ и оттока инвестиций (а это почти 100 млрд дол. США), то Крым обойдется Российской Федерации больше, чем стоимость всего их флота, и такой «авианосец» вполне может потянуть всю эскадру ко дну.

Антон Швец, Дмитрий Подтуркин, Юрий Кулик; опубликовано в издании Петр и Мазепа

Источник: argumentua.com