Трамп-Тако или Трамп-Фордоу? Что сигнализирует молчание Вашингтона по Ирану

Анализ JERUSALEM POST (https://www.jpost.com/middle-east/iran-news/article-882966)
Трамп, похоже, был склонен к переговорам с Хаменеи во время своего второго срока и, вероятно, не применил бы силу против режима, если бы не решение Израиля атаковать иранскую ядерную программу.
Президент США Дональд Трамп неоднократно заявлял о намерении вмешаться в дела Ирана, о готовности к бою и о предотвращении массовых убийств собственного народа со стороны иранского режима.
Но на протяжении большей части прошлой недели, второй недели протестов, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи делал именно это, убивая не нескольких протестующих, а уже сотни человек день за днем, а Трамп не предпринял никаких действий.
Это поднимает вопрос: наблюдая за тем, что Вашингтон будет или не будет делать в отношении Ирана, наблюдает ли мир за Трампом, президентом США в течение нескольких месяцев в начале 2025 года, который неоднократно угрожал введением пошлин против различных стран и различными глобальными военными интервенциями, но каждый раз, когда ситуация накалялась, отступал и отказывался от своих планов?
Или же мир наблюдает за венесуэльским Трампом — президентом США, не знающим границ, который готов ошеломить мир, похитив главу иностранного государства, убив для этого до 80 иностранных солдат, уничтожив еще большее количество наркоторговцев в море, публично признав использование кибероружия для отключения электроэнергии в Каракасе (после многих лет, в течение которых американская политика в области кибербезопасности была засекречена), и который затем рассуждает о «управлении» этой страной?
Одна из сложностей в понимании ситуации заключается в хронической непредсказуемости Трампа.
Отношения Трампа с Ираном имеют свою собственную историю.
В течение своего первого срока Трамп три года бряцал оружием в адрес Ирана, но для того, чтобы заставить Тегеран подчиниться его воле, он использовал практически только экономические санкции и публичную дипломатию максимального давления.
Ситуация внезапно изменилась 3 января 2020 года, когда он ликвидировал Касема Сулеймани, командующего силами «Кудс» Корпуса стражей исламской революции, который, вероятно, был вторым по влиятельности человеком в Иране на тот момент.
Это казалось совершенно неожиданным и крайне рискованным шагом для президента США, который ранее яростно выступал против вмешательства в бесконечные зарубежные войны.
Но для этого существовала стратегия и подход.
Это произошло после того, как Сулеймани отдал приказ о нападении на американскую базу, в результате которого несколькими днями ранее погиб американский подрядчик, и после того, как Сулеймани приказал устроить беспорядки возле посольства США, что стало публичным и громким позором для Трампа.
Но Трамп быстро вышел из этого эпизода.
Иран атаковал несколько американских баз, ранив десятки американских солдат, но Трамп объявил об окончании операции, когда ни один американский солдат не погиб.
Аналогичным образом, Трамп, похоже, был склонен к переговорам с Хаменеи во время своего второго срока и, вероятно, не применил бы силу против режима, если бы не решение Израиля атаковать ядерную программу Исламской Республики.
Даже тогда Трамп ждал больше недели, прежде чем нанести удар по ядерному объекту в Фордоу и двум другим объектам, а затем снова предпринял шаги по быстрому завершению интервенции.
Иран атаковал и повредил дорогостоящую американскую военную технику на базе в Катаре , но ни один американский солдат не погиб, и Трамп объявил о завершении войны с Ираном, начавшейся в июне 2025 года.
С тех пор, на протяжении шести месяцев, Хаменеи полностью игнорировал многочисленные просьбы Трампа о переговорах и достижении нового соглашения.
И пока что угрозы Трампа напоминают возвращение к временам его деятельности в TACO .
Но "Трамп Фордоу", в отличие от "Трампа Тако" или "Трампа из Венесуэлы", пожалуй, наиболее показателен для оценки того, что он может предпринять.
Он колебался, ждал, просчитывал, и только когда поверил, что сможет одержать крупную победу, не рискуя при этом (израильская авиация уже уничтожила 80% иранской ПВО, включая все эффективные средства), он дал волю своим силам.
Скорее всего, Трамп и здесь применит такой подход, насколько вообще что-либо можно предсказать.
Большинство израильских и американских сотрудников разведки пока не считают, что режим находится на грани краха.
Толпа слишком мала, и нет видимых расколов среди элиты или иранского генерала, готового перейти на сторону протестующих и взять с собой оружие.
Если ситуация не изменится, Трамп, вероятно, не станет вмешиваться.
Но это может измениться.
Если ситуация изменится, если толпы достигнут больших и устойчивых размеров. Если некоторые представители элиты начнут переходить на другую сторону. Если в частном порядке какой-нибудь иранский генерал начнет задумываться о переходе на другую сторону, если у него будет поддержка США (и если сейчас ведутся тайные контакты, способствующие этому), и если режим уже находится в шатком положении и загнан в угол, Трамп может быть вполне серьезен в своем намерении нанести сокрушительные удары Хаменеи и режиму.
Это гораздо меньшее изменение в политике США, чем может показаться на первый взгляд, учитывая угрозы Трампа.
Но, учитывая, что предыдущие администрации США, вероятно, не стали бы рассматривать возможность вмешательства в подобном случае, это все же потенциально значимое изменение.
Джерело: https://t.me/istrebin/32674



