Операция «верификация»
Министерство финансов Украины решило навести порядок с социальными выплатами гражданам.
Сделать это планируется путем верификации.
Подобная чистка, безусловно, нужна. Мировой банк и МВФ из года в год пишут в своих рекомендациях и программах сотрудничества о необходимости перехода на адресное субсидирование.
На уровне правительства время от времени возникает идея добросовестного аудита расходов Пенсионного фонда, их очистки от «мертвых душ».
Объем социальных расходов, который подлежит ревизии, — 363 млрд. грн.
«К первому июля система верификации должна полноценно заработать», — сообщил источник в правительстве.
Кабмин принял пакет документов, необходимых для старта верификации, и постановление, согласно которому все пенсии и другие виды помощи переселенцам будут выплачиваться исключительно через отделения Ощадбанка. Сделано это во избежание мошеннических схем и незаконных действий в отношении этих выплат.
Все бы хорошо, если бы после общения с представителями ответственных за верификацию министерств не было понятно: у Минсоцполитики и Минфина нет единого понимания, как ее проводить.
Сложности с переселенцами
В связи с аннексией Крыма и войной на Донбассе в стране активизировалась внутренняя миграция. В Украине на 1 февраля 2016 года взяты на учет более 1,7 млн. переселенцев из Донбасса и Крыма.
«Когда решали, как проводить выплаты переселенцам, то все процедуры были заточены на то, чтобы предоставлять помощь в упрощенном порядке, без множества документов. Упрощенный порядок создает больше возможностей для злоупотреблений», — объясняет собеседник из Минсоцполитики.
Проблема с недобросовестными реципиентами недавно обрела неожиданный поворот. Правительство остановило социальные выплаты для 150 тыс. человек, которые получали денежную помощь по документам якобы переселенцев.
«Мы остановили выплаты для 150 тыс. так называемых переселенцев. Мы выяснили, что мошенники получают документы граждан, которые не проживают на контролируемой территории Украины, идут в органы соцзащиты и под предлогом того, что они якобы зарегистрированы как временные переселенцы, получают сотни миллионов гривен из госбюджета», — заявил Арсений Яценюк.
Позже СМИ сообщили, что в управление труда и соцзащиты поступили списки с перечнем переселенцев, которым аннулируются справки перемещенных лиц.
У этой истории есть и другой ракурс — не совсем официальный.
«Мертвые души» и злоумышленники безусловно есть, но так или иначе все эти схемы были «в ведении» Минсоцполитики. В неформальных разговорах верификацию рассматривают не только как способ очистки социальных расходов бюджета, но и как попытку вмешаться в теневые потоки ведомства.
Эффект с условием
В бюджете-2016 запланировано получить от верификации 5 млрд. грн.
«У меня большие сомнения, что их получится собрать. Минсоцполитики в качестве эффекта от верификации видело максимум несколько сотен миллионов гривен», — сказал первый замминистра финансов в 2014—2015 годах Игорь Уманский.
Причины для опасений есть: работы и несогласованных вопросов много.
Согласно документам, Нацбанк, Пенсионный фонд и фонды государственного страхования, банки, другие учреждения и организации будут предоставлять Минфину данные. Речь о получателях субсидий, льгот, зарплат, пенсий и других видов соцпомощи, которые выплачиваются из центрального и местного бюджетов.
Для требуемого эффекта нужно, чтобы все системы администрирования социальных выплат и базы данных сопоставлялись друг с другом. В идеале для этого нужна единая система учета получателей соцвыплат.
«Верификация даст эффект в том случае, если получится выяснить, что получателя субсидий не существует, что он «мертвая душа», — говорит Уманский.
Сейчас, по его словам, зачастую все иначе. Например, в одной базе указан Иванов Иван Иванович без идентификационного кода. Людей с такими инициалами в стране может быть немало, и без идентификационного кода невозможно сопоставить это имя с именем в другой базе.
Однако вычистить социальные программы от этих случаев получится только после наложения баз данных друг на друга.
Прямое отношение к верификации имеют два министерства — социальной политики и финансов. Пока у них разные взгляды на то, как ее нужно проводить.
Первый блок различий касается системы единого учета.
«Создать систему на базе стандартов учета доходов граждан якобы пытались в 2007—2012 годах на средства Мирового банка. Успехом эта затея не увенчалась. Средства были освоены неэффективно. Адекватного технического решения и программного продукта не получили», — говорит источник в Минсоцполитики.
По его словам, на разработку такого продукта уходит пять-семь лет, на имплементацию — еще два-три года. Например, штат Нью-Йорк, Австрия, используют программное обеспечение IBM, Казахстан — SAР.
Сейчас, отмечает первый замминистра социальной политики Василий Шевченко, существует свыше ста видов социальных выплат. На центральном уровне администрируются две базы данных их получателей — инвалидов и переселенцев. Еще свыше десяти баз ведут местные органы власти.
«Самая большая сложность — обеспечить Минфину доступ ко всем данным. Мы работаем над тем, чтобы «поднять» местные базы данных на центральный уровень и передать эту информацию Министерству финансов», — говорит он.
Минфин видит решение вопроса по-другому.
«Нам достаточно, чтобы система работала в режиме офлайн. Такой режим упрощает требования к программному обеспечению и позволяет приступить к верификации уже в 2016 году, — говорят в Кабмине. — Есть несколько ведомств, которые позволят Минфину быстро собрать данные. В первую очередь нам нужна информация от Минсоцполитики, Пенсионного фонда, казначейства и ГФС. Далее будем подтягивать МВД, которое обладает паспортными данными и данными о бракосочетаниях. Последние позволят верифицировать помощь домохозяйствам».
Для сбора информации от местных властей Минфин планирует использовать казначейство, ведь выход денег на социальные расходы происходит через него.
«Каков механизм? Казначейство проводит платеж на банк, а банк перечисляет выплату на персональный счет получателя. У казначейства в этом плане хорошая информационная система, она позволит нам собирать данные на первичном уровне» — так планируют в правительстве.
Полномочия не разделены
Еще один вопрос: кто будет верификатором на практике? Как может происходить выявление мошенника, приостановка выплат и их взыскание? По словам Шевченко, если Минфин принимает решение о том, что выплата произошла незаконно, взыскивать нужно через региональные органы.
«Через управления финансовой политики Минфина или управления социальной политики нашего министерства? В случае с последними есть проблема: они не будут обладать доступом ко всей информации о нарушителе. У Минсоцполитики в отличие от Минфина нет доступа к банковской тайне», — говорит Шевченко.
Как быть, если социальную помощь в обход закона помог оформить инспектор одного из управлений? Насколько целесообразно в этом случае отдавать функции по взысканию региональным органам министерств?
«Этот вопрос обсуждается. Возможно, есть смысл передать полномочия по взысканию правоохранительным органам», — отмечает Шевченко.
Позиция Минфина такова: решения о приостановке выплат будут принимать органы, которые их выделяли, — Минсоцполитики, Пенсионный фонд, страховые фонды.
Не Минфин и не силовые структуры. Минфин в этом процессе будет исполнять роль консультанта. Он будет предоставлять ответственным за выделение соцпомощи органам информацию о возможном нарушении, а они должны будут приостанавливать эти выплаты.
Информация о банковской тайне, доступ к которой теперь имеет и Минфин, разглашению другим органам не подлежит.
Еще одна загвоздка — в оперативной передаче информации на центральный уровень. С получением данных от других ведомств у Минфина и Минсоцполитики возникают сложности. По сути, верификация зависит от того, насколько быстро удастся решить все эти вопросы.
Галина Калачова.
КСТАТИ
Харьков среди «лидеров» по незаконным пособиям для беженцев
Граждан, незаконно получающих социальную помощь от государства, обяжут ее вернуть, сообщил начальник управления верификации выплат Министерства финансов Украины Андрей Рязанцев.
«Что касается ответственности, то в случае наличия фактов, которые свидетельствуют, что помощь была получена безосновательно, согласно действующему законодательству предусмотрено ее возвращение», — сказал он.
А. Рязанцев уточнил, что не будет возвращаться пособие на детей, будет лишь приостановлена его дальнейшая выплата. По его словам, уголовная ответственность предусмотрена в случае, если граждане организуют схемы по получению выплат в обход законодательства.
«Безусловно, если человек на несуществующих людей выпишет 50 социальных пособий, то наверняка он будет согласно действующему законодательству нести какую-то уголовную ответственность. На сегодня прямо предусмотрена норма закона лишь по пособиям чернобыльцев за выданное безосновательно удостоверение», — отметил представитель Минфина.
По его данным, больше всего случаев с незаконно полученным пособием для беженцев было выявлено в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Одессе и в прифронтовой зоне на Донбассе.
Источник: timeua.info