17.09.2019

6 упражнений для развития критического мышления дома

Критическое мышление — навык XXI века, необходимый как в повседневной, так и в профессиональной жизни. Том Чатфилд в своей книге (очень рекомендую) даёт такое определение: «Критическое мышление — активное стремление к пониманию происходящего путём его осмысления, оценки свидетельств и глубокого постижения процесса мышления как такового». Соответственно, «некритическое мышление — автоматическое принятие на веру прочитанной или услышанной информации, когда не делается пауза, чтобы задаться вопросом, является ли она точной, истинной или здравой».

Развивать критическое мышление можно в разнообразных формах. Вот шесть универсальных упражнений, которые можно бесконечно модифицировать. Мы их разработали, опираясь на свой личный (семейный) и профессиональный (учительский) опыт.

1. Семейные дебаты

Есть или не есть мясо, прокалывать или не прокалывать ухо? Что выбрать для семейного отдыха? Самые разные темы можно обсудить на семейных дебатах. Можно проводить регулярно (раз в месяц) или событийно (отталкиваться от прецедента). Базовый формат — объявление темы, неделя подготовки, выступления сторон длительностью 3–5 минут с вынесением тезисов, вопросы друг другу, вывод. Семейные дебаты могут обогатить семейный досуг, создать атмосферу общей вовлечённости. Можно добавить судей — пригласить кого-то в гости.

Что развивает:

  • борьба с предвзятостью;
  • здоровый скептицизм;
  • риторика;
  • аргументация;
  • умение задавать вопросы.

2. Дилеммы

С ними мы сталкиваемся постоянно. С помощью подобранных дилемм можно научиться подбирать и высказывать аргументы. Дилеммы могут быть разноуровневыми: что ты выберешь — велосипед или роликовые коньки? Горькая правда или ложь во спасение? А самое главное, их можно создавать постоянно в режиме пинг-понга. Ребёнок родителю, родитель ребёнку.

Что развивает:

  • борьба с предвзятостью;
  • риторика;
  • аргументация.

3. Домашняя конференция

Идеальный формат, чтобы всесторонне разобраться в каком-то вопросе. Темы конференций могут быть «на повестке» — обсуждать то, что произошло совсем недавно и волнует членов семьи. Или это может быть тема, изучаемая в школе. Тема, к которой возник интерес или, наоборот, интерес к которой нужно разогреть.

Что развивает:

  • борьба с предвзятостью;
  • риторика;
  • аргументация;
  • поиск и анализ качественной информации.

4. Да — нет

Отличный формат для освоения навыка задавать качественные вопросы. Например, в игре «Угадай число» ребёнок может гадать: «Это 30? Это 43? Это 12?» — а может задавать качественные вопросы: «Это чётное число?», «В нём два разряда?» — и так далее. Также можно использовать фото- и аудио- материалы. Например: что изображено на фото? Можно погадать, из какой это сферы, где это использовалось и так далее.

Это камни Раи, которые использовались как деньги на архипелаге Яп (Микронезия)

Что развивает:

  • внимательность;
  • логика;
  • системное мышление;
  • умение задавать вопросы.

5. Объясните понятие одним словом

Отлично подходит для проверки, понял или не понял человек какую-либо тему. Или проверки того, как он себе объясняет какое-либо понятие. Что такое дружба? Что такое смерть? Что такое книга? Что такое любовь? Это непросто и очень интересно.

Что развивает:

  • риторика;
  • системность мышления;
  • аргументация;
  • логика.

6. Правда — правда — ложь — правда

Это игра. Подбирается тема, по которой игроки создают (лучше письменно) четыре предложения-факта. Три факта должны быть правдой, а один — нет. Задача остальных — отгадать, когда солгал ведущий.

Что развивает:

  • борьба с предвзятостью;
  • здоровый скептицизм;
  • аргументация;
  • логика;
  • риторика.

Источник: mel.fm

Новости портала «Весь Харьков»