Мали Циметбаум и Эдвард Галинский: легендарная история любви узников Освенцима
Это трагическая история влюбленных узников Освенцима еврейки Малы Циметбаум и поляка Эдека Галинского. Их любовь стала легендой Освенцима, символом победы добра над злом, человечности над жестокостью. Они дали нам надежду.
24 июня 1944 года во второй половине дня из концентрационного лагеря Биркенау вышел офицер СС. Он конвоировал заключенную, которая несла раковину. Часовой у ворот открыл ворота и выпустил их, даже не взглянув на пропуск. Несколько часов спустя звуком сирены было объявлено о побеге. Из мужского лагеря исчез заключенный номер 531, Эдек Галинский, из женского – заключенная номер 19880, Мала Циметбаум. Этот побег стал легендой Освенцима.
Мала Циметбаум – еврейка по национальности, родилась в польском городе Бжеско 26 января 1918 года.
В 1928 году ее отец Пинкус, торговец, эмигрировал со всей семьей в Антверпен. Мала посещала начальную школу в Бельгии, где выучила фламандский, французский, немецкий и английский языки. Она также говорила по-польски и немного по-русски. После того, как отец Малы ослеп, семья попала в тяжелое финансовое положение.
Мала не смогла закончить школу и начала работать швеей.
Она была арестована 11 сентября 1942 года во время облавы на евреев на железнодорожном вокзале в Антверпене. Девушка оказалась в партии из 1048 заключенных-евреев, отправленных в Освенцим. 17 сентября 1942 года пленники прибыли в лагерь. 717 человек были немедленно отправлены в газовые камеры. Мале, которую посчитали пригодной для работы, присвоили номер 19880.
Эдек (Эдвард) Галинский родился в городе Ярослав 5 октября 1923 года. Когда началась война, он учился в морской школе в Пинске.
Весной 1940 года молодой человек был арестован и несколько недель спустя, 14 июня 1940 года, оказался среди первых заключенных в количестве 728 человек, доставленных из Тарнова, в концентрационный лагерь Освенцим. Эдек получил номер 531.
Он смог выжить в течение первых четырех лет лагерной жизни и впоследствии, благодаря помощи других заключенных и удачному случаю, был переведен на работу в слесарную мастерскую лагеря, где условия были лучше.
а за работу мастерской отвечал "коммандофюрер", эссесовец Эдвард Любуш. Этот человек не мучал заключенных, а старался им помочь.
Эва Фельденкрейс , бывшая узница Освенцима, лагерный номер 29682: "Эта блондинка понравилась Марии Мандель (начальнице женского лагеря). Мала… была одной из тех, кто занимался переводом женщин-заключенных из лазарета в бараки. Когда одна из наших заключенных, коммунистка, вернулась из лазарета, мы попросили Малу перевести ослабленную болезнью женщину в барак, где ей не пришлось бы выполнять тяжелую работу. Мала не была членом нашей организации, однако знала о ее существовании и помогала нам, а также, как мы знали, и многим другим заключенным.
Я знала Эдека, он был приятным молодым человеком с веселым характером. Он часто появлялся в женской части лагеря и был дружелюбен к женщинам-заключенным… Мала и Эдек очень любили друг друга.
О том, что они планируют, я узнала за несколько дней до побега. Когда мы услышали звук сирены, сразу стало понятно, в чем дело. Слышался шепот: "Мала, это Мала!" Мала бежала из лагеря вместе с Эдеком".
Подготовка к побегу
В конце 1943 года Эдек постарался получить перевод из слесарной мастерской лагеря в ремонтную команду в Биркенау. Он считал, что оттуда проще будет бежать, воспользовавшись помощью друга и коллеги из города Ярослав, Вислава Килара.
Эдек и Вислав Килар убедили Антони Шимлака, гражданского мастера-плиточника, имевшего доступ в зону лагеря, спрятать их у себя после побега. После этого они собирались отправиться в Закопане, к сестре Вислава Килара.
Когда все уже было готово, Эдек стал рассеянным и молчаливым. Килар подозревал, что причиной этому была Мала Циметбаум. Они встретились, когда Эдек в составе своей команды занимался ремонтом в женской части лагеря. С момента их первой встречи зимой 1943 – 1944 годов между ними возникло глубокое чувство.
"Я люблю и любима", - сказала Мала одной из заключенных. Эдек тоже рассказал своему другу о своих чувствах. После этого признания Вислав Килар отказался от запланированного побега, и его место заняла Мала. 24 июня 1944 года она надела заранее подготовленную рабочую одежду, а Эдек – униформу СС. В кобуре на его поясе был пистолет с двумя пулями. Как и униформу, пистолет он получил от своего начальника Любуша.
Они прошли пост охраны, показав поддельный пропуск СС, бланк для которого Мала украла. Затем они успешно добрались до деревни Козы, где им помог Антони Шимлак.
По настоянию Малы они изменили следующий этап побега. Вместо Закопане они двинулись в направлении Словакии, где жили родственники Малы и где они хотели укрыться до освобождения. Но удача покинула их. 6 июля 1944 года их заметил немецкий патруль. Сначала остановили Малу, которая шла впереди.
Эдек, незамеченный нацистами, мог бы легко избежать ареста, но отказался это сделать.
Их узнали и отправили обратно в лагерь. В телеграмме от 27 июля 1944 года руководство Освенцима сообщило командованию об их аресте.
Эдека и Малу поместили в отдельные камеры в подвалах Блока смертников. Эдвард Галинский содержался в камерах 19, 20, 21 и 23. В каждой из них он нацарапал "Эдвард Галинский №531, Малли Циметбаум №19880, 6 VII 1944" на штукатурке на стене или на внутренней стороне двери.
Беглецов долго допрашивали, применялись пытки. Лагерное гестапо требовало сообщить, кто передал Эдеку форму СС и пистолет. Эдек и Мала молчали.
В тайных сообщениях, отправленных Виславу Килару, они заверили Любуша и заключенных, которые знали о побеге, что им нечего боятся. В лагере о них говорили как о героях.
Из сборника свидетельств, т. 9, стр 123 – 126. "…Так вот, все прошли к кухне и остановились на краю площади, где в центре стояла виселица. Через некоторое время дверь камеры открылась и в проеме появился Эдек. Во внезапной тишине был слышан только хруст гравия под ногами, Эдек, осужденный, и Юпп, палач, шли к виселице. Теперь я увидел его прямую спину и связанные проволокой руки. Это была работа Юппа, который шел за ним с дубинкой. Потом Эдек без колебаний ступил на помост, а потом сразу встал на скамью, под виселицей… Один из эссесовцев, которые стояли рядом с караулкой, вышел вперед, достал лист бумаги и начал читать приговор на немецком языке.
В этот самый момент Эдек, стоя на скамье, сунул голову в петлю и с силой оттолкнулся ногами, он хотел сам повеситься… Но эссесовец этого не позволил. Лагерный капо быстро понял, что происходит, поймал Эдека за талию и поставил его обратно на скамью, ослабив петлю. Немец закончил читать приговор на своем языке и начал читать его по-польски. Эдек терпеливо ждал, пока он не закончил. И в момент полной тишины он вдруг крикнул надрывно: "Да здравствует Поль…", - но закончить не смог. Юпп резко выбил скамью, петля затянулась, на этот раз тело Эдека напряглось, а потом безвольно повисло. Он был мертв. Со стороны 4-го блока кто-то скомандовал по-польски "Снять шапки!". В этот момент весь лагерь отдавал дань уважения ушедшему. Один из эссесовцев понял, что происходит, и закричал: "Всё, расходитесь!". Даниш и Юпп теперь яростно кричали: "Вон! Вошли вон!". В один момент площадь у кухни опустела. Остался только Эдек".
Малу тоже приговорили к повешенью. Молодая словацкая заключенная рассказала Виславу Килару, что произошло на самом деле:
"Когда она (Мала) уже была на помосте, пока читали приговор, она перерезала себе вены бритвой, которую пронесла с собой. Но, как и Эдеку, ей не дали умереть самой.
Раппортфюрер Таубе подбежал к ней, а она ударила его по лицу окровавленными руками. Потом эссесовцы практически затоптали ее до смерти на глазах у всего женского лагеря. Она умерла по дороге в крематорий.
Источник: obozrevatel.com