История одной улицы: Сумская
В театре Шевченко можно отыскать столетние костюмы, а сцена оперного могла бы принимать военную технику
Несмотря на современные вывески магазинов и оживленное движение авто, главная улица Харькова, Сумская, пропитана загадочными историями. Сейчас уже сложно представить, что три века назад Сумская была очень короткой и заканчивалась на месте нынешней площади Поэзии, где проходил городской вал и кладбище, наводящее ужас на горожан.
Но в XIX веке Сумская буквально расцвела: вдоль дороги устанавили масляные фонари и один за другим возвели шикарные особняки, которые сохранились по сей день и являются памятниками архитектуры. Однако, любуясь старинными фасадами, отнюдь не каждый знает их историю. К примеру, на площади, где возвышается первый в Украине бюст Пушкина, раньше продавали дрова, в особняке напротив произошли две трагедии с разницей в сто лет, а для строительства дома "Саламандра" зимой создали жаркое лето.
Место встреч
Уже много лет харьковчане назначают друг другу встречи "у градусника" — на углу дома, с которого начинается Сумская. Это здание в начале прошлого века стало одной из первых харьковских многоэтажек в четыре уровня, которую спроектировали в Петербурге для Русско-Азиатского банка и женских медкурсов. Спустя пару лет по замыслу архитекторов надстроили еще один этаж, украшенный колоннами. И несмотря на то, что здание не раз реставрировали, оно сохранилось в первозданном виде, который ничуть не портят ни современные вывески банков и магазинов, ни гигантский термометр со сверхточными часами. К слову, влюбленные встречаются под ним уже 40 лет. Впрочем, тогда 16-метровая новинка из-за некачественной подсветки была еле видна в ночное время, а после того, как в нее дважды угодила молния, ее и вовсе выключили. Три года назад градусник и часы обновили за 700 тыс. грн.
Театр
Первый в Харькове каменный театр на Сумской, 9, которому сегодня присвоено имя Тараса Шевченко, — визитная карточка первой столицы, построенная почти два века назад. Изначально зрительный зал был в три яруса, а зрители жаловались на низкие потолки и неважную акустику. Из-за этого театр не раз переделывали внутри, оставляя неизменным лишь его фасад. Сейчас харьковчане могут не только насладиться действом на сцене, но и отправиться на экскурсию по старинному помещению. Так, на первом этаже можно отыскать старинные фото культовых актеров Сары Бернар, Элеоноры Дузе, Марии Заньковецкой, которые выступали на харьковской сцене. В музее театра сохранились пьесы, по которым сотни лет назад ставили спектакли, а на складе костюмов до сих пор можно отыскать наряды с бирками именитых актеров. К примеру, театралы нашли костюм, в котором 85 лет назад выходил на сцену актер и режиссер Марьян Крушельницкий.
Особняк с печальной историей
В конце позапрошлого века отставной полковник построил для семьи двухэтажный особняк. С годами здание "подросло" на два этажа, превратилось в излюбленное место известных писателей Александра Довженко, Остапа Вишни, Владимира Сосюры, которые встречались в здешних редакциях газет, и "прославился" страшными пожарами. В 1911 году средь бела дня в полуподвальном помещении, где хранился фейерверк, прогремел взрыв. В результате огонь охватил квартиры, в которых на то время проживали около 500 человек, и пять из них погибли. Спустя 99 лет трагедия повторилась: около сотни спасателей сбивали пламя, которым были охвачены офисы, магазины и кафе, почти всю ночь. К счастью, обошлось без человеческих жертв, а здание, которое впоследствии решили снести, до сих пор пустует с забитыми окнами по ул. Сумская, 11. В будущем экс-особяк планируют превратить в современный торговый центр, однако к реконструкции пока так и не приступили.
Самый "старый" Пушкин и дом банкиров
Напротив театра им. Шевченко находится современная площадь Поэзии, которой во второй половине XVIII заканчивался Харьков. Со временем за ней построили деревянный театр, а саму площадь называли Театральной или Дровяной, так как в начале XIX века здесь торговали дровами. Через столетие в сквере установили первый в Украине памятник поэту Александру Пушкину, а на противоположной стороне — бюст писателю Николаю Гоголю. Невозможно не обратить внимание на здание облуправления Нацбанка Украины. Почти 150 лет назад, тогда еще двухэтажный особняк принадлежал купцам, затем превратился в контору госбанка. А когда банкирам стало тесно, известный архитектор Алексей Бекетов осовременил здание, добавив еще два этажа. Впервые в Харькове строители применили новинку тех лет — метод наращивания стен под крышей, которую во время кладки поднимали домкратами.
Ящерицы
В 1914-м всероссийское страховое общество "Саламандра" объявило масштабный конкурс архитекторов, по эскизу которых должны были возвести доходный дом. Первая премия тогда досталась ученикам художественной школы, но заказчики почему-то остановились на проекте архитектора Веревкина, который и вовсе не участвовал в этом конкурсе. И хоть на дворе была зима, строителей это не остановило: по воспоминаниям, креативщики создали искусственное лето, натянув гигантский брезент и расставив на стройке десятки "буржуек". Причем все рабочие трудились на совесть и каждую субботу получали за это дополнительный рубль от генподрядчика, который заезжал с проверкой. Если шеф не благодарил строителя, для последнего это было настоящим позором и даже могло означать, что его скоро могут лишить работы.
Спустя два года результат превзошел все ожидания заказчиков: в шестиэтажном здании под номером 17 разместилось 64 квартиры, для удобства жильцов сделали внутренние водостоки, мусоропроводы и лифты. После революции здесь находились учреждения, подчиненные совету народного хозяйства УССР, и дом "Саламандра" именовали Домом трестов до тех пор, пока эти конторы не переехали в Госпром.
Сейчас здание вновь стало жилым, правда, просторные квадратные метры превратились в коммуналки. Гуляя по Сумской, невозможно не обратить внимание на старинную лепнину, античные скульптуры, которые хоть и не ровесники здания, но очень гармоничны, а также эмблемы на углах — ящериц-саламандр, которые, по легенде, охраняют здание от огня.
Символ Харькова придумали для столицы
Сегодня на большой сцене Оперного театра по ул. Сумской, 25, рассчитанного на полторы тысячи зрителей, выступают самые известные артисты со всего мира. Но лишь немногие знают, что изначально здание должно было быть совершенно другим, а этот проект с гигантской "плитой", нависающей над двумя этажами, изначально придумали для киевлян. Еще в начале прошлого века проект оперного на 2200 мест разработал известный архитектор Алексей Бекетов, однако тогда реализовать его идею помешала Первая мировая война. В 1970-м, когда в столице забраковали своеобразный проект театра, за него ухватились харьковчане. Ротонду с балюстрадой, которые в то время были символами города, а также памятник архитектуры XIX века, где находился техникум молочной промышленности, оградили строительным забором, и закипела работа. К сожалению, возвести здание ХНАТОБа, как планировали, за "пятилетку" рабочие не смогли, ведь, согласно воспоминаниям, на строительство театра требовалось в четыре раза больше денег, чем рассчитывали. Вероятно, если бы тогда не было проблем с финансированием, Оперный театр Харькова стал бы самым большим в стране. К примеру, сцену изначально планировали сделать настолько большой, чтобы проводить здесь демонстрации и показывать военную технику.
В результате, достроить оперный удалось лишь спустя 21 год. Теперь это здание является одним из символов первой столицы.
По материалам: segodnya.ua