Привычка жить в долг дорого обойдется украинцам
Начиная с 2005 года Украина стабильно импортирует больше, чем экспортирует. Отрицательное значении сальдо внешнеторгового баланса сохраняется восемь лет подряд, превышая порою отметку в$10 млрд в год.
Нынешний 2013 год не стал исключением.
За десять месяцев «минус» внешней торговли товарами составил $11,54 млрд (экспорт-$51,88 млрд, импорт -$63,42 млрд,по сравнению с прошлым годом оба показателя сократились на 9,4%). Хуже было только в 2008 году, когда январе-октябре года торговый дефицит был зафиксирован на уровне$16,06 млрд.
Весь импорт можно разделить на три большие части: энергоносители,потребительские товары и товары для бизнеса. За все это прямо или косвенно платят украинцы, но по-разному. Энергоносители оплачиваются в основном за счет бюджетных денег, золотовалютных резервов, а также внешних и внутренних кредитов государства. Товары народного потребления и инструменты для бизнеса оплачивает население напрямую.
Итог продолжающейся почти 10 лет жизни в кредит печален:
государственный долг увеличился в 4,5 раза с 78,145 млрд грн ($15,474 млрд) до 550,215 млрд грн ($68,837 млрд)
Золотовалютные резервы номинально уменьшились не так сильно с до$19,391 млрд в декабре 2005 до $18,791 млрд в ноябре 2013. Но существенно изменилась их структура. Если на конец 2005 года валюты в ЗВР было больше$15 млрд, а ценных бумаг около$4, то сейчас все наоборот. А за ценные бумаги ни газа ни пылесосов не купишь…
Существенную помощь росту импорта оказывали деньги украинских заробитчан. Если бы не их$5-7 млрд, присылаемых в Украину ежегодно, то возможности государства удерживать такой дисбаланс между импортом и экспортом давно бы закончились. Вопреки расхожему мнению, средства гастрабайтеров не спасают, а уничтожают украинскую экономику, потому как позволяют сдерживать курс гривны и обеспечивают относительно низкие цены на импорт.
В итоге, отечественное производство потребительских товаров (ну разве что кроме продуктов питания) просто не может конкурировать с импортом. Те доллары и евро, которые приходя в Украину от заробитчан – благополучно возвращаются обратно, как плата за импортные шмотки и технику, за российский газ и белорусский бензин. Они не остаются в Украине и помогают развивать экономики других стран.
Правительство всячески стимулирует импорт. Потому как импортеры наполняют бюджет за счет НДС, а экспортерам его надо из бюджета возмещать. Поэтому создаются самые комфортные условия для роста потребительского кредитования, чтобы как можно больше увеличить объемы продаж.
И… розница растет. По данным Госстата, розничный оборот за 11 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 9,2%.В сентябре-октябре гривневый кредитный портфель рос на 2,1 млрд грн в месяц, пик был в июне–7 млрд грн. С начала года портфель вырос на 19,9 млрд грн (+20%).
Но все когда-то заканчивается.В ноябре спрос украинцев на гривневые кредиты снизился: за месяц они одолжили у банков на 1,4 млрд грн больше, чем погасили свои долги, сообщили в пятницу в НБУ. Это один из минимальных показателей прироста розничного кредитного портфеля в этом году. Меньше кредитов выдали лишь в феврале (0,6 млрд грн) и марте (1,3 млрд грн).
Рост кредитования намного опередил рост зарплат (за январь-октябрь – 7.7%, с 3000 до 3232 грн). Это означает, что выплачивать кредиты будет сложнее и доля проблемных задолженностей у банков вырастет. Да и по долгам государства придется отвечать. Так что будущий год станет сложнее текущего. Платить всегда сложнее, чем брать. Хорошо бы об этом помнить. И не только Кабмину.
Автор материала: Юрий Гаврилечко
Источник: Politica-ua.com