01.02.2014

Харьковский хирург создал целую науку об остеохондрозе

Николай Хвисюк стал первым хирургом в Украине, решившимся делать операции на позвоночнике.

Ему обязаны жизнью сотни пациентов. 19 января уникальному хирургу, ученому и организатору, доктору медицинских наук, профессору, заслуженному деятелю науки и техники Украины, почетному ректору Харьковской медицинской академии последипломного образования исполнилось 80 лет. Он рискованный, решительный и талантливый человек. А еще, как оказалось, – верный читатель газеты «Вечерний Харьков» – с первого номера.

ОН ПЕРВЫМ В УКРАИНЕ РЕШИЛСЯ ОПЕРИРОВАТЬ БЕЗНАДЕЖНЫХ БОЛЬНЫХ

Николай Хвисюк заинтересовался позвоночником еще в начале 60-х годов прошлого века. Сразу по окончании мединститута Николая Ивановича назначили главврачом в Брестском областном костно-туберкулезном санатории. Здесь юный хирург увидел страдания больных и решился на новаторство. В 1961 году приехал на курсы в Харьков в Институт ортопедии и травматологии и остался в нашем городе: ему предложили аспирантуру. Именно в Харькове Николай Хвисюк начал делать свои знаменитые операции на позвоночнике.

– В те времена хирургия на позвоночнике считалась героической, – вспоминает Николай Хвисюк. – Позвоночник, особенно позвонковые тела и диски, расположен в центре организма, и медики очень долго опасались подойти к нему со скальпелем. Поэтому до 70-х годов прошлого века операции на позвоночнике были лишь единичными. Впервые в Украине заниматься операциями на позвоночнике начали я и академик (тогда профессор) Алексей Корж.

В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ СПАСЕННЫХ БЫЛ ТЕЗКА

Одним из первых пациентов Николая Ивановича был тезка с Полтавщины. У 14-летнего Коли был страшный диагноз – саркома позвоночника.

– Отец тщетно возил его к медикам по всему Советскому Союзу. Мне он сказал: «Не могу смотреть, как ребенок погибает на глазах. Делайте, что хотите – только помогите», – вспоминает Николай Иванович. – Мы удалили опухоль и тело позвонка, через несколько дней мальчик начал возвращаться к жизни. Потом мы поставили ему керамический имплантат – впервые в Украине. Ребенок выписался абсолютно здоровым. Коля вырос, стал музыкантом, женился, мы с ними переписывались. Года три назад позвонил: Николай Иванович, у меня снова боли. Наверное, это рецидив. Приехал, мы посмотрели, у него оказался обычный остеохондроз.

Медики особенно пугались случаев перелома шейного отдела позвоночника: в центре шеи расположены жизненно важные вены, сонная артерия, гортань, глотка, и любая неточность хирурга могла стать роковой. Поэтому при переломах шейных позвонков у врачей была тактика выжидания: лишь спустя месяц они делали операцию. Николай Хвисюк доказывал – чем раньше сделать операцию, тем больше у больного шансов на выздоровление. Хирург вспоминает, как в те годы в НИИ ортопедии и травматологии имени проф. М.И. Ситенко поступил пациент – крупный руководитель предприятия, его консультировал из Киева республиканский нейрохирург. Николай Иванович настаивал на операции, но его отговаривали: что будет, если больной после операции умрет? Не оперированный пациент умер. После этого случая Николай Хвисюк решил: будет брать на себя ответственность во что бы то ни стало и делать операции. Рисковал репутацией и карьерой, но брался за сложнейшие операции на позвоночнике: при переломах, смещениях, при туберкулезе позвоночника, при воспалении позвонков, при врожденных деформациях...

Он многое делал впервые в Советском Союзе. Создал целую науку об остеохондрозе, разработал стратегию успешного лечения самых тяжелых заболеваний позвоночника, основал в Харькове научный центр вертебрологии в Украине — один из двух крупнейших в Советском Союзе. Объездил всю страну – консультировал, оперировал, встречался с коллегами, доказывая эффективность своих методов. На счету Николая Хвисюка – более 60 изобретений, касающихся лечения позвоночника. Благодаря прорыву в хирургии для тысяч больных страшные заболевания позвоночника перестали быть приговором. Например, раньше при осложненных переломах шейного отдела позвоночника умирало около 60–70% больных. Сейчас, по словам Николая Ивановича, ЧП, если больной с таким диагнозом погибает.

Его приглашали работать в Европе, США, Китае, сулили заоблачные для советских врачей заработки, но он отказывался.

– Разве деньги в жизни – это основное? Я люблю общаться, говорить по душам, посидеть за чарочкой, а там я ограничил бы себя только работой.

КАК «ЭГОИСТ» СТАЛ СТРОИТЕЛЕМ

В 1977 году Николая Хвисюка утвердили ректором Украинского института усовершенствования врачей (после развала Союза – Харьковская медицинская академия последипломного образования). На начало его ректорства пришелся разгар строительства учреждения и салтовского медкомплекса, и хирургу пришлось снять белый халат и надеть робу строителя.

– Я всегда понимал эгоизм так: человек должен оценить себя в данное время, в данном окружении и в данном месте, – делится Николай Хвисюк. – Поэтому если уж я за что-то брался, хотел, чтобы у меня получалось лучше, чем у всех. Когда я занимался спортом – старался бегать быстрее и прыгать выше всех, пошел в хирургию – значит, нужно оперировать на отлично, поставили ректором – значит, надо строить.

Новое здание ХМАПО и медкомплекс нужно было возводить буквально с нуля – на пустыре 602-го микрорайона на Салтовке. У энергичного Николая Хвисюка были обширные связи, в том числе и в Москве. Ему помогал тогдашний министр здравоохранения СССР Евгений Чазов: он обеспечивал связи и с Госпланом, и Госстроем, и с Минфином. Строили всем миром.

– Рабочих, особенно подсобных, не хватало, – рассказывает Николай Иванович. – Каждый год к нам приезжали учиться 15–16 тысяч курсантов со всего Союза, и каждый медик обязан был день отработать на стройке. Мне и в Минздраве говорили: «Предупреждайте, чтобы курсанты брали с собой в Харьков строительную форму». В строительстве участвовали и харьковские медики, даже профессура.

По словам почетного ректора, ХМАПО стал мощным институтом для врачей в Союзе после московского. Сейчас в нем готовят врачей по 126 специальностям, каждый год последипломное обучение проходят специалисты более чем из тридцати стран мира.

Сейчас Николай Иванович – почетный ректор ХМАПО. Но продолжает участвовать в обходах больных в областной травматологической больнице, консультирует, читает врачам лекции. Около десяти лет назад его избрали президентом Харьковского научного медицинского общества, под эгидой которого проходят научные съезды и конференции для врачей.

Источник: vecherniy.kharkov.ua

Автор: Марина Ефанова