13.09.2014

Исчезнувшие ряды - 13 сентября в истории Харькова

13.09.1899 г.  в «Харьковских Губернских Ведомостях» появилось сообщение об освящении Фруктовых рядов.

Исчезнувшие ряды

Каких-то 100 лет назад эта относительно небольшая площадь между рекой и Университетской горкой была одним из самых оживлённых в городе торговых мест. Когда-то она называлась Базарной площадью. Позднее, воздавая губернатору Сергею Кокошкину за труды на общее благо, её переименовали в Сергиевскую. Неорганизованной торговле на Базарной площади пришла на смену торговля организованная, и во многом это произошло благодаря сложившейся здесь системе торговых рядов. Ряды эти появились не одномоментно, процесс растянулся на десятилетия и, когда в самом конце XIX века был возведен последний из них – Фруктовый, для нового ряда, если бы у кого-то появилось желание его поставить, свободного места уже не осталось.

А первый ряд появился ещё на Базарной площади. И было это в конце XVIII века. Вот он изображён на гравюре «Вид Университетской горки при основании Университета» - первый в Харькове каменный торговый ряд, получивший наименование Шубного ряда. Построенный архитектором П.А.Ярославским, этот ряд был снесен уже в советское время – при реконструкции площади в начале тридцатых годов.

Положение Шубного ряда на площади легко уяснить из схематического плана Сергиевской площади, отражающего её состояние на начало ХХ века.

Несколько снимков Шубного ряда дореволюционного времени:

Последние дни Шубного ряда были в то же время первыми днями нового университетского химического корпуса, присутствующего на заднем плане в каждом кадре. Правый нижний снимок взят из фотоальбома «Харків будує», вышедшего в 1931 году.

В 1850-е годы под горкой возле Купеческого спуска был построен Сергиевский ряд, а в 1875 г на участке от лестницы до Сергиевского ряда появился Ново-Сергиевский ряд (арх. Н.К.Рейм и А.А.Томсон), второй этаж которого, согласно постановлению городской думы от 2 ноября 1882 г, был отдан под городской промышленно-художественный музей. 14 декабря 1886 г музей был открыт. Он стал вторым провинциальным общедоступным городским музеем в России (после Саратова) и первым на Украине. Помещения музея располагались на втором этаже, а вход в них был организован с одной из промежуточных площадок лестницы на горку (в советское время музей стал называться Музеем истории Слободской Украины им. Г.С.Сковороды).

Примерно в те же годы на западной стороне площади вдоль набережной реки Лопань между Купеческим и Лопанским мостами вырос Московский ряд (арх. Покровский Б.С.).

В процессе формирования площади наряду со строительством новых рядов шли, к сожалению, и обратные процессы. Так, обрушились вскоре после возведения одноэтажные кирпичные лавки Шубного ряда, на месте которых появился Шубный ряд архитектора П.А.Ярославского. В конце века пожар уничтожил Сергиевский ряд и на его месте по проекту архитектора Шпигеля А.К. в 1890 году был выстроен Николаевский ряд.

Последними, как уже отмечалось ранее, были построены Фруктовые ряды – к 1899 году четыре каменных павильона заняли своё место между Лопанским и Конторским мостами.

В вопросе об авторстве этого проекта называются несколько фамилий. Вот что написал по этому поводу на ветке Медиапорта «Мифы о застройке Харькова» Е.В.Соловьёв: «На многих сайтах, да и в печатных изданиях также, встречается заблуждение о том, что Фруктовые ряды на Сергиевской площади были построены в 1896-1898 гг по проекту архитектора А.Н.Бекетова. Ради восстановления исторической справедливости следует отметить, что построены они были в 1898-1899 гг, а полноправными авторами их следует считать архитекторов М.И.Дашкевича и М.С.Коморницкого.

А.Н.Бекетов, действительно, имел отношение к этому объекту: его проект Фруктовых рядов был утвержден в июне 1896 г. Ряды должны были обойтись в 60 тыс. рублей и предполагались деревянными на каменном фундаменте. Уже был закуплен кирпич, но после демонтажа существовавших ранее деревянных балаганов отношение к застройке этого участка площади изменилось - родилась концепция формирования сквера и оттеснения рядов ближе к реке. На заседании городской думы 4.10.1896 г было решено создать особую комиссию для выработки нового проекта.

Дальнейшие проектные проработки выполнял уже не А.Н.Бекетов, а М.И.Дашкевич. В 1897 г он составил два варианта проекта рядов на 91 тыс. руб и 119,7 тыс. руб. На заседании думы 29.09.1897 г к реализации был выбран второй вариант.

В 1898 г Дашкевич снова скорректировал проект, сдвинув комплекс практически к самой реке. Строительство началось в том же 1898 г. Работами по постройке руководил архитектор Мечислав Сильвестрович Коморницкий, который при разбивке участка на местности внес немало корректив, которые были утверждены на заседании городской думы 15.09.1898г.

Освящение постройки состоялось в сентябре 1899 г («Харьк. Губ. Ведомости» от 13.09.1899 г). С экономической точки зрения Фруктовые ряды считались не самым удачным городским предприятием - угловой павильон у Конторского моста довольно долго пустовал, подвалы страдали от сырости.

Справедливости ради, следует отметить, что проектное решение А.Н.Бекетова, возможно, в значительной степени повлияло на внешний облик постройки, но подтвердить это можно лишь увидев его первоначальный проект, если он конечно сохранился».

И наконец, о последнем строении, появившемся в те годы на площади, хотя оно лишь примыкает к рядам и не является торговым объектом. Речь - о павильоне, построенном в 1908 году для панорамы «Голгофа». Авторство этого павильона также связывают с именем А.Н.Бекетова, хотя о документальных подтверждениях этого (собственно, как и об обоснованных возражениях) читать не приходилось.

К тому времени, когда «Голгофа» добралась до Харькова, её многочисленные версии (число их, считают, от 15 до 40) путешествовали по странам Европы уже более 20 лет. «Наша» версия панорамы после полутора лет, проведенных в Киеве, перебралась в Одессу, а в 1908 году была установлена в Харькове. Как и до этого в Киеве, ажиотаж первых месяцев сменился сначала умеренным интересом, а уже через год у коммерческого проекта появились проблемы с прибылью. И харьковские власти (а павильон был собственностью города) пошли тем же путём, что и другие города, построившие у себя эти недешёвые сооружения – решили пригласить другую панораму, благо, в предложениях недостатка не было. «В специальном здании для панорам, на Сергиевской площади появится новая огромная картина знаменитого польского художника Яна Стыки «Мучения христиан в цирке Нерона», написанная как часть иллюстраций к знаменитому роману Сенкевича «Quo vadis». Панорама Яна Стыки – удивительное произведение не только с точки зрения художественной, но и исторической, – она дает яркую картину целой эпохи, оставившей такой глубокий след в жизни всего человечества. Впечатление от этого произведения живописи огромное, захватывающее по силе драматизма и красоте выполнения. Момент панорамы – распятие апостола Петра в 68 году по Р. Х., когда жестокость Нерона дошла до предела. Место ее – Circus Vaticanus. Апостол Петр с противоположной стороны ристалища, во главе своих последователей. В ложе Цезаря всем известные исторические фигуры – Бурра, Сенециона, Петрония, а в отдельной галерее, над цветником римских красавиц (позировали художнику многие артистки польской сцены) слава польского сценического искусства и гордость литературы в лице артистки Модржеевской и Генриха Сенкевича, вдохновившего Стыку, написать его великолепную панораму. Панорама эта была показана заграницей, затем в столицах, в Варшаве и Одессе, и везде имела колоссальный успех. Веяние огромного таланта, кроме высоко-драматического сюжета, чувствуется в этом замечательном произведении современной живописи».

«Южный край» от 08.03.1909 г.

А ещё через два года:

"Огромное здание платформы «Голгофа», стоящее пустым уже года два, взято у городского управления в аренду на 10 лет компанией местных инженеров для устройства в нем большого скеттинг-ринга по образцу заграничных. На оборудование предприятия, говорят, будет затрачено 30 тыс. руб. Накладка одного спардека из особых длинных пластин, обойдется в несколько тысяч руб. В помещении будет устроен роскошный буфет, уборныя, салоны и проч. Все будет залито электрическим светом и обставлено разнообразной мебелью". «Харьковские ведомости» от 16.01.1911 г.

Однако уже в 1915 году павильон был переоборудован под кинотеатр «Маяк» и в этом качестве продолжал служить и после революции.

Торговым рядам при новой власти была уготована короткая жизнь. О сносе Шубного ряда и павильонов Фруктовых рядов при реконструкции центральных площадей в конце 20-х – начале 30-х годов уже говорилось, а после войны решено было не восстанавливать и остальные ряды – Ново-Сергиевский, Московский и Николаевский.

Источник:  the-past.ho.ua