Жить с фотографом
Жить с фотографом.… Эта коротенькая фраза расцветает всеми оттенками смыслов на многочисленных женских форумах, наполняясь, в общем-то, типичным содержанием: «в доме есть нечего, а он аппаратуру покупает», «как можно спокойно воспринимать его общение с симпатичными, молодыми моделями», «постоянно в разъездах и обработках фотографий до позднего вечера»… и так далее, и тому подобное. Разумеется, каждой (ну или почти каждой) женщине хочется, чтобы муж был «рядом», приносил домой деньги, заботился о детях, а все внимание отдавал ей, и только ей одной. Так работает заложенная в каждой из дам биологическая программа, не говоря уже о множестве программ социальных, четко расписывающих, какими должны быть отношения в семье и какими не должны. Наборы ролей предопределены природой и обществом. Кстати, по этому поводу вспоминается ставший классическим анекдот: «- Люблю, когда муж рядом… РЯДОМ, я сказала!».
Но жизнь с творческой личностью – это тоже своего рода творчество, созидание отношений, способность осторожно, вдумчиво, по кирпичику выстраивать стены семейного очага. И от глубины взаимопонимания, от осознания того, чему может научить тебя любимый человек, занимающийся, простите за тавтологию, любимым делом будет зависеть, не станут ли одному из супругов эти стены тесны. Умение находить компромиссы между покупкой дорогой техники и поездкой всей семьей на море, между вполне естественным вниманием фотографа к моделям как объектам творчества (да-да, именно объектам, в которых важна их эстетическая «составляющая») и частым нежеланием запечатлевать на снимках собственных жен, и, наконец, между жизнью для искусства и жизнью для семьи представляется очень сложным, почти невозможным умением.
Но вопреки советам в глянцевых журналах и на доморощенных «психологических» сайтах, компромиссы – это не главное, а главное – степень эмпатии, понимания мотивов, которыми руководствуется в своем поведении ваш партнер. Попробуйте ощутить то, как он смотрит на мир и что есть для него фотография. Творец всегда погружен в свое особое пространство, он постоянно находится в нем; факт, который нельзя изменить, но можно попытаться прочувствовать…
Это не значит, что фотограф по природе своего творческого эгоизма должен быть плохим отцом или мужем – все зависит от конкретного человека с его достоинствами и недостатками. Представлять себе, что в сознании человека искусства происходит расстановка приоритетов между его семьей и его призванием – значит сильно упрощать ситуацию, такая картина просто абсурдна по причине своей полной оторванности от реальной жизни.
Всегда следует помнить о том, что личность, индивидуальное «Я» вашего супруга/супруги – это и есть искусство. Научитесь уважать мир того, с которым вы живете, почувствуйте, как на самом деле этот мир хрупок, и не пытайтесь сделать его своей «второй половинкой» – она есть только у флешки или бюстгальтера. Фотография – это не идол, который фотограф возводит на пьедестал, отодвигая семейные ценности в сторону, а пространство, в котором он находится, его мировоззрение и мироощущение.
Достаточно сложно себе представить человека (особенно – художника по призванию), который бы не обращал внимания на то пространство, внутри которого он живет, не правда ли? Задумайтесь над этим, и вам никогда не придет в голову обвинить вашего спутника жизни в том, что он уделяет своей работе (читай: делу всей жизни) больше времени, чем семье. Ведь способность понять – это главный и единственный способ быть вместе…