02.03.2014

Сегодня православные просят друг у друга прощения

2 марта в 2014 году — последнее воскресенье перед началом Великого поста, Прощёное воскресенье. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения за причинённые обиды, вольные и невольные.


ОТКУДА ПОШЁЛ ОБЫЧАЙ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ НА ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Прощёное воскресенье Сырной седмицы — наиболее древнее установление перед Великим постом, появившееся под влиянием палестинской монашеской практики. Почти все сорок дней перед Пасхой иноки проводили в одиночестве в пустыне, где нет пищи, а порой и воды. К началу Страстной седмицы они собирались в монастыре, но некоторые уже не возвращались — умирали в пустыне.

Понимая, что пост может стать последним в их жизни, за день до расставания монахи просили друг у друга прощения. Отсюда и пошло название этого дня — Прощёное воскресенье.

«Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова. «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться. Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять», - говорит иерей Максим Первозванский.

ПОЧЕМУ ВЕРУЮЩИЕ ПРОСЯТ ПРОЩЕНИЯ НА ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

В этот день на литургии читают Евангелие из Нагорной проповеди Христа, где говорится о прощении обид ближним: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15).

В этот день после вечернего богослужения совершается особый чин прощения: настоятель храма говорит напутственное слово перед Великим постом, первый кланяется прихожанам и просит у них прощения. Затем все священнослужители и прихожане просят друг друга простить их, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

40 дней и Страстная неделя перед Пасхой — время духовного очищения, поэтому перед самым началом поста нужно очистить своё сердце от обид, простив других, и самим испросить у них прощения.

«Входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить», - объясняет Максим Первозванский.

У КОГО НУЖНО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ НА ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

На Прощёное воскресение принято просить прощения у всех близких и знакомых без исключения, а не только у тех, перед кем мы действительно виноваты — ведь можно было случайно, самому не ведая, огорчить человека.

«Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать, - рассказывает Максим Первозванский. - Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться».

Любой человек может простить, уверен иерей.

«Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду», - подчеркивает он.

Если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую, мириться тяжелее.

«Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно, - говорит Максим Первозванский. - Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

КАКИЕ ЕЩЕ ОБРЯДЫ ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮТ

В Прощеное воскресенье совершалось также множество других обрядовых действий, не имеющих отношения к православной традиции: устраивались ритуальные проводы Масленицы, карнавалы, катания на санях.

Проводы Масленицы (похороны Масленицы) — обряд, завершавший масленичное гулянье.

Вечером на самом высоком месте за деревней разжигали костры, на ржаном поле или на деревенской улице. Дрова, солому, обмолоченные снопы, старые смоляные бочки, корзины для костра собирали по всей деревне. Парни и девушки ходили по домам, выпрашивая топливо на костер и приглашая всех желающих «жечь Масленицу».

Обычай зажигать на масленицу костры очень древний. Костры символизировали солнце и должны были способствовать скорейшему пробуждению природы.

Чучело Масленицы представляло собой, как правило, женскую или мужскую фигуру с явно подчеркнутыми признаками пола. Его изготавливала молодежь в первый день широкой масленицы из соломы, тряпья, разных обносков. Чучело водружали на старые сани и втаскивали на самое высокое место в селе. На проводы или, как обычно говорили, похороны Масленицы собирался весь деревенский люд. Парни запрягались в сани и тащили их за околицу деревни на ржаное поле.

Процессию возглавлял парень в рогоже, изображавший попа. В руках у него был лапоть-«кадило», которым он размахивал, выкрикивая: «Аллилуйя! Аллилуйя!» За санями с хохотом и шумом валила толпа, в которую объединялись люди всех возрастов. Они громко кричали, шумели, били кочергой или ухватом в печные заслонки, кривлялись, отпускали скабрезные шутки, оголяли зад, выкрикивали непристойности. Прибыв на место, все набрасывались на чучело, разрывали его на части и разбрасывали их по ржаному полю или сжигали.

Похороны Масленицы в далеком прошлом имели глубокий смысл. Провожая масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе — зиму и смерть. Свой страх перед изгоняемой смертью они старались побороть глумлением над чучелом, шумом, криком, а радость выразить плясками, смехом, который символизировал жизнь и возрождение.
 

Источник: vecherniy.kharkov.ua