Кинопроклятье Тараса Шевченко
Если собрать все полнометражные игровые фильмы, посвящённые жизни Тараса Шевченко, а также экранизации его произведений – наберётся около пятнадцати картин. Для сравнения: по произведениям Шекспира снято больше 800 экранизаций, а по Льву Толстому – около 160.
Единственное, в чём Шевченко может дать фору абсолютно любому другому писателю – количество памятников. Во всём мире насчитывается около 1100 монументов, посвящённых Кобзарю. Больше – только у Неизвестного солдата.
Вот и получается, что в ХХІ веке, когда подрастающее поколение осваивает компьютер раньше, чем учится читать, память о Шевченко застыла в архаичных скульптурных формах. Отчасти именно из-за такого вопиющего ретроградства Шевченко часто выпадает из кругозора современного человека. Вот и получается, что о его произведениях вспоминают в основном в школах и на официозных праздниках-юбилеях. Так что легче встретить дельфина, привязанного к трактору, чем типичного обывателя, который бы обсуждал произведения Кобзаря в разговоре с друзьями.
В таком случае разговоры о "величии", "бессмертии" и "гениальности" Шевченко – не более, чем банальные фразы, которыми фонтанируют школьные учителя.
Величие личности – это не только её личные достижения, но и масштаб, с которым эти самые достижения отображаются в окружающем мире. И если современное поколение не видит хотя бы в отдельных произведениях Кобзаря что-то понятное, близкое своей собственной жизни, модное, в конце концов, – о каком "величии" может идти речь?
Ещё несколько лет назад Шевченко был безнадёжно далёк от массовой культуры. Сегодня же можно назвать лишь с десяток серьёзных современных украинских художников, которые "переводят" образ Кобзаря на язык современного искусства.
Ну, а с кинематографом всё намного печальнее. Последняя на сегодняшний день полнометражная лента о жизни и творчестве Кобзаря была снята ещё в 1999 году. А до этого был фильм-биография аж в 1964 году. Ну а с экранизациями его произведений ситуация и вовсе безнадёжная. Если не считать телемувики и телеверсии спектаклей, то последний на сегодня игровой полнометражный фильм по его произведению появился в далёком 1963 году.
До недавнего времени была надежда, что в этом году выйдет фильм Михаила Ильенко "Толока", сюжет которого опирается на стихотворение Шевченко "У тієї Катерини хата на помості...". Эта лента должна была охватить 400 лет истории нашей страны – такая себе фантасмагорическая панорама нации.
Премьеру фильма планировали приурочить к празднованию двухсотлетнего юбилея Шевченко. Правда, осенью продюсеры картины сообщили, что один из частных инвесторов прекратил финансирование, и проект был заморожен.
Не менее амбициозный фильм о жизни Шевченко во время солдатской службы в Казахстане планирует снимать Александр Денисенко. Называться он должен "Тарази. Прощание с пустыней". Правда, как говорит сам режиссёр, пока что никаких сдвигов в работе над этой лентой нет.
Учитывая состояние отечественной индустрии – такая ситуация закономерна. Полуживое отечественное кино держится на капельнице госбюджета. И снять фильм, который бы был сопоставим по масштабу с творчества самого Шевченко, в обозримом будущем у нас никто не сможет.
Выходит, что наиболее внятным экранным отображением Шевченко остаются во многом лживые, вульгарные и наполненные идеологическими манипуляциями советские фильмы.
Первая в истории экранизация произведения Шевченко – фильм "Катерина" (1911) – как и большинство других отечественных лент 1910-х годов пока что не воскресла из архивов. Возможно, она и вовсе утрачена.
В 1926 году на экраны вышла двухсерийная картина Петра Чардынина "Тарас Шевченко", ставшая первым отечественным байопиком(фильмом-биографией). Сюжет фильма иллюстрирует ключевые эпизоды из жизни и творчества Кобзаря. Главную роль в нём сыграл один из наиболее ярких актёров своего времени Амвросий Бучма. А художественным оформлением ленты занимался выдающийся художник Василий Кричевский. Эта постановка стала одной из самых дорогих для своего времени.
Усилия в работе над картиной не были тщетными – она стала самой кассовой среди всех премьер года, а также с успехом шла в зарубежном прокате. Сегодня же этот фильм выглядит, как письмо в бутылке, брошенное с тонущего корабля украинской интеллигенции 1930-х.
В 1929 году художник-многостаночник Иван Кавалеридзе снимает фильм "Ливень", сюжет которого основан на поэме "Гайдамаки". Замысловато-эстетский язык этой ленты во многом опережал своё время. Акцент в ней был поставлен на пластику, а формообразующим элементом в этом изысканном зрелище было освещение.
В 1933 году Кавалеридзе снимает "Колиивщину", сценарий для которой ему пришлось переписывать 17 раз. Чугунный идеологический прессинг был закономерным последствием сталинского террора, набиравшего оборот в те годы. Однако именно этот фильм многие критики считают лучшим в творчестве режиссёра.
Спустя три года скульптор-режиссёр снимает ленту, в которой вольно интерпретируется поэма "Кавказ". Назвал он фильм "Прометей". В центре его сюжета – крепостной парень, которого пан отдаёт в солдаты на Кавказ, а его невесту – гонит в публичный дом. По возвращении же парень организовывает крестьянское восстание. Явная аллегория на советскую тиранию в этой картине разозлила самого Сталина. Но даже несмотря на это, она вышла в прокат. Правда, "загадочным образом" до наших дней не сохранились эпизоды ленты, в которых появляется сам Тарас Шевченко.
Это исчезновение поэта стало в некоторой степени символичным – следующий раз нефальшивый экранный образ Кобзаря появится лишь спустя 56 лет. В ленте "Поэт и княжна" (1999).
То, как относились в творчеству Шевченко в СССР на протяжении последующих двадцати лет красноречиво показывают два варианта экранизации его пьесы "Назар Стодоля". Несмотря на кровавую баню 1937 года – именно тогда вышла наиболее правдоподобная и добротно сделанная лента режиссёра Георгия Тасина. Ну, а одноимённая лента 1955-го – по сравнению с вышеупомянутой – лишь припудренный маскарад.
Если в фильме 1937-го года казаки показаны реалистично, то в ленте 1955-го – карикатурно. И если в первом сделан акцент на аутентике и драматизме, то во втором – на внешней декоративности. Словом, если фильм 1937 года – отголосок украинского Расстрелянного Возрождения, то картина 1955 года – сладкий яд для патриота.
Ярким примером советских манипуляций с образом Кобзаря стал фильм Игоря Савченко "Тарас Шевченко" (1951). Главную роль в нём сыграл Сергей Бондарчук. Эта лента безбожно искажает биографию поэта. Создавалась она словно лишь для того, чтобы вписать образ Кобзаря в матрицу совковой идеологии.
Чтобы не тратить время на описание всей фальши, от которой фильм просто-таки трещит по швам, отмечу лишь финальную сцену картины. В ней Тарас Григорович слёзно благодарит своих "русских друзей" за то, что они вручили ему русскоязычные переводы его поэзии!
Пошатнуть этот образ лже-Шевченко попытался режиссёр Владимир Денисенко. В 1964 году он снял картину "Сон" с Иваном Миколайчуком в главной роли. Этот фильм далёк от идеала. Его авторы пытались создать не внятный образ Кобзаря, а всего лишь актуализировать его для своей эпохи. Показательным в этом плане является первая сцена фильма, в которой российские чиновники допрашивают Шевченко. Такие же вопросы приходилось слышать и украинским диссидентам тех лет.
В 1959 году вышел фильм-балет "Лилея", поставленный по мотивам "Кобзаря". Несмотря на свой монументально-эпический размах – он так и остался лишь эстетской забавкой.
В 1963 году по мотивам оперы Михаила Вериковского был снят фильм "Наймычка", сюжет которого основывался на одноимённом произведении Шевченко. Пугающе-символичной выглядит сегодня история, рассказанная в этой ленте. Сельская девушка, забеременевшая от заезжего солдата, остаётся в полнейшей нищете. Чтобы спасти своего младенца, она подбрасывает его в богатую бездетную семью. А со временем и сама нанимается в эту семью наймычкой, чтобы быть ближе к своему сыну.
Есть все основания считать эту ленту аллегорией своего времени. Вся украинская культура 60-х годов выглядела подобной "наймычкой", прислуживавшей "зажиточному и бездетному семейству" советских республик.
В 1964 году появляется телевизионный байопик "Страницы жизни", в котором Шевченко сыграл Дмитрий Франько. И лишь после более чем двадцатилетнего перерыва появляется фильм-спектакль "Капитанша" (1987). Обе эти ленты сегодня валяются где-то в архивах. Так им и место...
За годы независимой Украины Шевченко появлялся на экранах благодаря одному лишь режиссёру Станиславу Клименко. В период с 1992 по 1999 годы он снял двадцатисерийный сериал "Тарас Шевченко. Завещание", ориентированный на школьников.
На основе последних трёх серий режиссёр смонтировал полнометражную картину "Поэт и княжна" (1999). Фильм посвящён периоду "Трёх лет", в течение которых Шевченко написал львиную долю своих стихотворений.
Последним на сегодня фильмом Клименко о Кобзаре стало "Братство" (2005). Но как и предыдущие картины о Шевченко, он не стал событием.
Словом, не везёт Тарасу Григорьевичу с кинематографом. По произведениям "нашего всего" для русского человека – Пушкина, Достоевского, Толстого и т. д. – сняты сотни фильмов, среди которых наберётся пару десятков истинных шедевров. При этом о Тарасе Шевченко и по его произведениям снято менее двух десятков лент. Больше половины – идеологические агитки полувековой давности.
Грустно. Ведь это значит, что и в дальнейшем обсуждать произведения Кобзаря будут реже, чем привязывать дельфинов к тракторам.
**************
Антон Филатов, кинокритик
P.S. Несколько больше повезло Тарасу Шевченко на телевидении – демонстрируются записи спектаклей, тема Шевченкианы разрабатывается в публицистических программах, а к юбилею обещают запустить несколько масштабных спецпроектов на центральных телеканалах. Но это – тема для совсем другого исследования…
Газета Европа-Центр", г. Ужгород
Источник: korzonews.info