Лесь Курбас: "Моя страница закончена…."
5 октября 1933 года сразу после окончания спектакля по пьесе М.Кулиша «Маклена Граса» в Харьковском театре «Березиль» состоялась коллегия Наркомпроса УССР. Ее решением от руководства театра отстранен Александр Степанович (Лесь) Курбас. Это решение стало началом гибели великого режиссера.
Лесь Курбас жил и работал в Харькове не долго с 1926 по 1933 годы. Именно на эти годы приходится расцвет таланта режиссера – новатора создателя театра «Березиль». Театр был создан в 1922 году в Киеве, а в 1926 году его перевели в Харьков. Нашлось и подходящее помещение – здание бывшего театра Синельникова. «Березиль» (по-старославянски - «Март»), сегодня это название известно во всем мире ассоциируется с началом весны современного театра. Лесь Курбас отрицал приемы украинского бытового театра противопоставлял им метафоричность, остроту и философскую направленность своих постановок. Зрители того времени рассказывают что в спектаклях поставленных Л. Курбасом, была особая, карнавальная условность, сочетавшая элементы балагана, лубка, гротеска с высокой психологической достоверностью актёрского исполнения. Все постановки режиссера отличались яркостью, красочностью, изобретательностью художественного оформления, над которым трудились такие выдающиеся художники, как А.Г.Петрицкий и В.Г.Меллер. В спектаклях театра были заняты великолепные актеры А.М. Бучма, М.М. Крушельницкий, В.Н. Чистякова, Л.М. Гаккебуш, Н.М.Ужвий, Д.И.Антонович, Л.Ф.Дубовик, И.И.Гирняк и другие.
На сцене театра шли пьесы украинских и зарубежных авторов. Но подлинный расцвет театра связан с поставленными Л. Курбасом произведениями М.Кулиша. Театр нашёл в его лице “своего” автора. Спектакли “Мина Мазайло”, “Маклена Граса”, “Народный Малахий” сегодня стали классикой украинского театрального искусства. Вокруг театра сразу стал собираться цвет украинской культуры — П.Г.Тычина, М. Семенко,Остап Вишня, М.Г.Кулиш, Ю.И.Яновский, Ю.К.Смолич, М.П.Бажан, В.Г.Меллер и другие. Но находились немало зрителей, которые не принимали спектакли Л.Курбаса. К ним относились и ортодоксально настроенные критики. К особенностям того времени можно отнести и тот факт что все дискуссии по вопросам искусства сразу переводились в идеологическую плоскость. В прессе прошла дискуссия о вреде и пользе реформаторства Курбаса. Его романтичный, революционный театр, на страницах газет того времени, был назван "шкідницькою організацією". Наверное эта дискуссия и спровоцировала проведение коллегии Наркомпроса УССР. На ней Курбаса обвинили в насаждении враждебных взглядов и политических ошибках . Сохранилась стенограмма этого заседания. Этот документ отражает жестокость и упрямство некоторых участников этого заседания – расправы над Курбасом. И еще его мужество, порядочность и сознание собственной обреченности.
Только четверо из всей труппы - Иосиф Гирняк, Борис Балабан, Роман Черкашин, и Иван Марьяненко отважились сказать слово в защиту режиссера. Курбас держался с большим достоинством. Пытался объяснить собравшимся, что спорил не с партией, а с конкретными выступавшими. Но, тут же отверг все предложения о «переориентации». Заявил, что это не так просто «пересмотреть позицию». «Пересмотрим и завтра начнем работать иначе? Я так не умею..». Прервав поток продолжающихся обвинений , добавил, сходя с трибуны: "Моя страница закончена. Я ухожу со сцены..."
В протоколе перечислены все "грехи" гениального режиссера и «позиция украинского националиста» и то что театр «Березиль» "не смог занять соответствующее место в создании украинского советского искусства"... Дальше – решение: "Снять Леся Курбаса с работы художественного руководителя и директора театра "Березиль".
Это постановление зачитали работникам театра на следующий день на художественном совете. В тот же вечер Курбас уехал в Москву. Уехал не зная ни где будет жить нигде работать. С работой помог Соломон Михоэлс – поручил постановку «Короля Лира».
Связь поддерживал только с женой и матерью которые остались в Харькове. Они собирались приехать в Москву, хотели вместе встретить Новый, 1934 год. Не довелось. 25 декабря 1933 года Лесь Курбас был арестован. В начале марта его перевезли в Харьковскую тюрьму. Еще через некоторое время его след был утерян.
Только в 1957 году, через несколько месяцев после ХХ съезда партии, Валентина Николаевна Чистякова , одна из ведущих актрис Харьковского театра имени Т. Шевченко – жена Курбаса, получила официальное письмо. В нем сообщалось: "Определением Военного трибунала Северного военного округа от 31 января 1957 года дело, касательно вашего мужа -Курбаса Александра Степановича, дальнейшим производством в уголовном порядке прекращено из - за отсутствия состава преступления". А вскоре пришла справка из Харьковского областного суда: "Дело по обвинению Курбаса Александра Степановича пересмотрено Президиумом Харьковского областного суда 19 апреля 1957 года. Постановление Судебной тройки при Коллегии ГПУ СССР от 9 апреля 1934 года относительно Курбаса А. С. аннулировано и делопроизводством прекращено". Но даже тогда никто не мог дать ответов на вопросы: Жив ли Курбас? Где он?
Только в 1961 году Валентине Николаевне удалось получить похоронку. Свидетельство от 16 мая 1961 года извещало, что Александр Курбас умер 15 ноября 1942 года в возрасте 55 лет от кровоизлияния в мозг.
Только недавно удалось выяснить правду: в октябре 1936 года, пройдя через карельские лагеря, Курбас был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения и по постановлению Особой тройки 3 ноября 1937 года расстрелян. До сих пор не удалось выяснить место его захоронения.
Александр Ключко