28.06.2014

Марина и Борис Захаровы. Между музами и пушками

Часть первая – музы

Харьковчане Марина и Борис Захаровы, пожалуй, одна из самых необычных творческих пар. С одной стороны, Борис потомственный, профессиональный правозащитник. Его отец – Евгений Захаров директор одной из старейших правозащитных организаций в Украине – Харьковской правозащитной группы (ХПГ), где работает и сам Борис, который был одним из главных координаторов Харьковского Евромайдана.

С другой стороны, Борис пишет стихи, которые его жена Марина профессиональный композитор, пианист и вокалист сперва кладет на музыку, а потом исполняет на концертах. И разобраться, кто кого в этом тандеме больше вдохновляет, т.е. является главной музой, весьма непросто…

А еще они придумали фестиваль «Мистецтво толерантності», который сегодня проходит в Харькове, а 30 июня пройдет в Киеве в Национальном заповеднике «София Киевская»
 

- Борис, вы придумали и уже третий раз проводите фестиваль «Мистецтво толерантності». В этом году фестиваль проходит в двух городах – Харькове и Киеве. Это как-то помогает в борьбе с ксенофобией?

Марина Захарова – На фестивале будут Мария Бурмака со своим новым альбомом «Тінь по воді» и Сестри Тельнюк с программой «Дорога зі скла». А еще приедет замечательный израильский музыкант Марк Елияху. Мы познакомились в Иерусалиме, в башне Давида на Sacred Music Festival (Фестиваль духовной музыки), выступали на одной сцене, а потом договорились сделать вместе турне по Украине. В декабре, уже во время Евромайдана выступали на международном джазовом фестивале Jazz Bez – Харьков, Тернополь, Львов.

В Киеве концерт отменили из-за событий на Майдане, вот теперь хотим наверстать упущенное. На самом деле, те, кто приходит на наши концерты – это подготовленная публика. Они не нуждаются в промывке мозгов. Прошлым летом мы ездили на фестиваль, который называется «Франко. Місія», и на фестиваль «Форт Місія». Эти фестивали обычно проходят отдельно друг от друга, но в прошлом году их объединили. Они проходили в маленьких городках Западной Украины – Самбир, Дрогобыч, Судова Вышня. И в селах – Поповичи и Нагуевичи, это родина Ивана Франко. Люди, которые пришли, такой музыки не слышали никогда. Вначале у них был культурный шок. Они внимательно слушали, и не могли понять, что происходит. Но, потом, они очень хорошо нас принимали. Уходило небольшое время на раскачку, затем происходил какой-то перелом и к концу уже нас несколько раз вызывали на бис.

Борис Захаров – Главная функция этого проекта не в прямой агитации, а в том, что он формирует сознание на много лет вперед. Мир становится все теснее, культуры проникают друг в друга и создают новую глобальную культуру. У многих возникают естественные фобии потери традиций, идентичности, потери рода и «себя» в будущих поколениях. На этом фоне рост ксенофобии представляется закономерным явлением. Наш проект – кампания против ксенофобии в Украине «Мистецтво толерантності». Мы работаем в трех направлениях: мониторинг и анализ ситуации в стране в этой области, правовая помощь жертвам преступлений на почве расовой ненависти, а также музыкальный фестиваль. Ведь сознание формирует высокое искусство, а не попса.

- Борис, вы харьковчанин, говорите по-русски, но стихи пишете на украинском языке…

Борис Захаров – Я из русскоязычной семьи, но где-то в 1995 начал активно учить украинский язык, и в какой-то момент просто начал на нем думать. Русский язык стал для меня бытовым, домашним языком. Это как – висока мова і побутова. Все книги, стихи, статьи я пишу на украинском языке.

- Марина, Борис пишет для вашей группы тексты на украинском языке, но, вся ваша музыка просто пропитана восточной культурой. Откуда такое нестандартное сочетание украинского текста и восточной музыки?

Марина Захарова – Да, музыка восточная, но у нее нет конкретной национальной принадлежности. Так же как я не могу сказать о конкретной национальной принадлежности лично у меня. У меня в роду есть, как и иудеи, так и мусульмане, мой прадед из Ирана, при этом я христианка. Это какое-то органичное соединение, которое есть внутри нас, и поэтому оно существует и в музыке. Это украинская поэзия в сочетании с еврейской музыкой, азербайджанской музыкой, ну и, наверное, там есть и арабское влияние, какая же израильская музыка без арабского влияния. Очень много разных веяний, которые соединились между собой.

- У вас так часто проходят концерты в Израиле, что вас уже можно назвать резидентами этой страны. Не возникало желания переехать?

Борис Захаров –У меня вообще никогда не было желания переехать, а Маринка подумывала. Вся моя работа связана с Украиной. А Марина гастролирующий музыкант, ей нужен хороший международный аэропорт, желательно еще солнце, пальмы и море. (смеется) Поэтому Израиль ей очень подходит.

Марина Захарова – Я все время играю с израильскими музыкантами. То я к ним езжу, то они сюда приезжают. Только за прошлый год мы ездили в Израиль три раза.

Во время Майдана, мы держали Израиль, как запасной вариант из-за детей. Но, к счастью, это не пригодилось. Хотя за нами следили. Мы это видели.

- Многие российские «мастера культуры» поставили свои подписи в поддержку путинской аннексии Крыма. Как вы считаете, нужно ли запрещать в Украине гастроли этих артистов-подписантов?

Марина Захарова – На государственном уровне запрещать не нужно – это глупо. Давайте просто бойкотировать их концерты и спектакли. Все эти артисты очень сильно обломаются, если никто к ним не придет. А если они будут официально запрещенными, они станут, чуть ли не диссидентами. Да и запретный плод всегда сладок. К сожалению, такие артисты есть не только в России, но и у нас. Помните, как в Харькове, во время революции, дирижер Харьковской филармонии Юрий Янко пришел на сессию облсовета в футболке с надписью «Беркут»…

- Марина, сейчас время, когда можно и, наверное, нужно максимально развить украинскую культуру, вы не планируете расширить свой украинский репертуар?

Марина Захарова – Да, конечно, у меня сейчас в работе несколько вещей с украинскими текстами. Если говорить о народной украинской музыке, то я же беру материал не только других этносов, но и украинский тоже. Я люблю исполнять украинские колыбельные.

- Насколько легко пишутся тексты и музыка, когда в стране идет война? Как проходят концерты? Насколько легко собрать зал?

Марина Захарова – Во время революции залы не собирались вообще. Было не до того, мы очень активно участвовали в Майдане. Есть музыканты, которые могут писать тексты про революцию, а у меня песни про кавову гущу и так далее. Я не могла себе представить, что я выйду и начну петь – «Ворожила даремно я на кавовій гущі»… Был настрой на совершенно другой лад. С пятнадцатого декабря по первое мая концертов не было. Только на Харьковском Майдане я с удовольствием играла на пианино. Хорошо выходили гимн Украины и «Лента за лентой, набої подавай»… А что-то из своей программы мне казалось петь абсолютно не уместно – люди гибнут, а тут я выйду и начну петь всякое лирическое, романтическое…

 

Далі буде

Источник: pic.com.ua

Автор: Олена Райман

Новости портала «Весь Харьков»