На дне водохранилища в Харьковской области обнаружили интересную находку
Полувековой юбилей в канун 2014 года отметило Печенежское водохранилище. При его строительстве пришлось затопить два села и сократить территорию самих Печенег.
И хотя первое время местные жители панически боялись прорыва плотины, крупная стройка сделала их жизнь более комфортной. А вместе с тем обеспечила харьковчан чистейшей водой.
На строительство дополнительного источника водоснабжения для Харькова ушло несколько лет. Официально его открыли в апреле 1963 года, но приняли в эксплуатацию лишь 29 декабря того же года. Искать дополнительные источники питьевой воды для Харькова местные власти подтолкнуло послевоенное возрождение города.
– В 60-е годы прошлого века в мегаполисе велись масштабные стройки, возводились заводы, жилье, словом, Харьков рос и требовал запаса воды. Ученые выбрали для водохранилища удобное место на реке Северский Донец, – рассказывает начальник отдела водных объектов и техногенно-экологической безопасности Ирина Бугаева. – Место для водохранилища выбирается в зависимости от объема стока реки, поэтому на маленькой Немышле водохранилище не построить, а Северский Донец – одна из основных артерий Харьковской области.
Удаленность выбранного места от города не пугала, говорят специалисты. Поскольку водохранилище должно было стать источником питьевой воды, экология территории должна была быть безупречной, в Печенегах же не было промышленности, загрязняющей реку, наоборот – были дополнительные источники питания для водохранилища.
– Помимо Северского Донца подпитку водохранилищу «обещали» российская река Нежеголь, река Волчья и еще маленькая речушка Хотомелька, – перечисляет заместитель директора областного предприятия по выполнению норм экологической безопасности Василий Лемента. – Да и ландшафт оказался подходящий – с одной стороны водоема сосновый бор, а с другой – дубовый лес.
– Прежде чем строить водохранилище, специалисты исследовали местность. И оказалось, что здесь идеальное место — не нужно укреплять берега и будущее дно, грунты и так готовы удерживать воду, – отмечает хранитель краеведческого музея Печенежского района им. Т.А. Сулимы Татьяна Данильченко.
А вот дно будущего водохранилища пришлось зачистить: под затопление попадало два села полностью и еще два – частично, поэтому жителей пришлось выселять и под снос пошло более тысячи домовладений.
– Село Жовтневое, известное как Пески, а также Комсомольское выселили полностью, – вспоминает Татьяна Данильченко. – Переместить людей с нажитых годами мест было проблематично. Для этого был создан специальный отдел переселения, который работал до 1966 года, спустя даже несколько лет после того, как территории были затоплены. Частично выселили Мартовое, Артемовку, несколько улиц Печенег. В чистом поле размечались дороги, места под усадьбы и переселенцев собрали в новом селе – Новокомсомольском. Часть людей переехала в Мартовое, там в то время тоже появились новые улицы и районы.
Даже спустя полвека это водохранилище остается самым чистым в области, заверяют экологи. Хотя в жертву пришлось принести значительные территории плодородной земли.
ДВА СЕЛА ПРИШЛОСЬ ЗАТОПИТЬ
По словам краеведов, дома на новых местах строились только для льготников, пенсионеров и пожилых людей. Остальные переселенцы занимались возведением себе жилья самостоятельно — как правило, разбирали старые постройки и перевозили их на новое место. В то время большинство жителей жили в мазанках и на новое место везли с собой соломенные крыши, глиняные стены. Помимо этого каждое домовладение было оценено в определенную сумму, на которую людям в качестве компенсации предоставили стройматериал, которого было в изобилии: специально для строительства водохранилища в Печенегах появился цементный завод, песка было много местного, а кирпич специально привозили и для домов, и для водохранилища.
– Переносили не только дома, но и колхозные сооружения – фермы, коровники. «Переселяли» даже кладбища. Санитарная очистка территории была очень тщательной: рубили деревья, кустарники и все вывозили, – подчеркивает Татьяна Данильченко.
Первые строители приехали в Печенеги летом 1958 года и сразу взялись возводить мост через реку. До войны местные колхозы вскладчину построили здесь деревянный мост, но в 1941 году, когда советские войска отступали, его взорвали с двух сторон. Позже там появилась «времяночка», но для масштабного строительства нужно было добротное сооружение. На строительстве Печенежского водохранилища работало коло 800 человек; много было приезжих, которые прибывали в Печенеги по комсомольским путевкам, как на целину.
– Жили строители у местного населения, спали на полу иногда по восемь человек в комнате и селились даже в сараях, поэтому вопрос их поселения стоял остро, и для рабочих в Печенегах построили целый квартал из двухэтажек, детсад, баню, летний кинотеатр, – рассказывает Татьяна Данильченко. – В то время инфраструктура Печенег и Мартовой изменилась очень сильно, условия жизни в районе стали более комфортабельными, появились даже асфальтированные дороги.
НА ДНЕ ВОДОХРАНИЛИЩА ОБНАРУЖИЛИ ОСТАНКИ МАМОНТА
Во время строительства водохранилища не обошлось без находок.
– В 1961 году во время земляных работ строители нашли на месте будущего водоема кости мамонта: зубы, шейный позвонок, кость из ноги, – уверяет хранитель краеведческого музея. – А в 1960-м бульдозерист наткнулся на шинель солдата — работы остановили, бережно раскопали это место и обнаружили останки четверых людей, у одного был медальон, по которому установили личность погибшего. Саму находку передали в Харьковский исторический музей, а родителям солдата военком написал письмо, что сын больше не считается без вести пропавшим. Во время Великой Отечественной войны Печенеги дважды становились линией фронта, бои шли ожесточенные, много людей погибло и осталось множество боеприпасов, так что и саперы у нас трудились не один месяц.
Потом за работу взялись строители – монтировали плотину, гидросооружения, рыли котлован, который потом соединили с Северским Донцом. В течение двух лет водохранилище наполнялось водой, а первый сброс произошел весной 1964 года.
– Очевидцы вспоминают, что шли смотреть на это действо, как на праздник – семьями, ехали на машинах, на велосипедах – как сейчас на фестиваль «Печенежское поле», – улыбается Татьяна Данильченко. – Местная жительница принесла в музей фотографию, на которой она, 10-летняя девочка, с мамой, двоюродным братиком и еще двумя женщинами на фоне первого сброса водохранилища. По ее словам, это был настоящий праздник, а шум и рев воды, которым сопровождался сброс, она до сих пор не может забыть.
НА ПЛОТИНЕ ДЕЖУРИЛА ОХРАНА
Однако местные жители стали бояться, что плотину может прорвать и их дома и дворы окажутся под водой.
– Поначалу на плотине круглосуточно дежурили охранники: они осматривали шлюзы, следили за уровнем воды для успокоения местных жителей, сейчас эту работу выполняют представители «Харьковводоканала» и гидрометслужбы, – признается Татьяна Данильченко. – Моя мама жила в низинке, ближе к водоему, чем мы, и перед весной в страхе, что во время паводка или весеннего сброса воды плотину может прорвать, она собирала в чемодан свои пожитки и приносила на хранение к нам «наверх». Половодья, и правда, раньше были бурные, и когда река разливалась, в центр Печенег жителям приходилось плавать на лодках. Но это было давно, сейчас больших паводков не случается.
Более того, по словам местных жителей, после появления водохранилища в Печенегах изменились грунты: в низинах, где раньше были самые плодородные земли, из-за постоянных подтоплений образовались так называемые солончаки, не пригодные для сельского хозяйства.
– Такой объем воды, естественно, создает давление на грунт, меняется флора и фауна региона, – соглашается Ирина Бугаева. – Если вспомнить те же Днепровские водохранилища, в которых зарезервированы десятки кубических километров воды, то там сильно изменялся климат, животный мир и растительность. Точно так же и у нас: в 60–70-е годы климат вблизи Печенежского водохранилища стал другим, но сегодня это уже не чувствуется – все процессы давно стабилизировались, устоялись, флора и фауна прижились.
Источник: vecherniy.kharkov.ua
Автор: Елена Кадомская