«Пятьдесят оттенков серого» Сэм Тейлор-Вуд: рецензия Forbes
Обозреватель Forbes Арсений Князьков отважился посмотреть самый нашумевший фильм февраля
В украинский прокат вышел фильм «Пятьдесят оттенков серого» – экранизация одноименного эротического бестселлера. Обозреватель Forbes Арсений Князьков выяснял, станет ли фильм режиссера Сэм Тейлор-Вуд «Девятью с половиной неделями» наших дней.
Анастейша Стил учится на филфаке, снимает квартиру в складчину с развязной одногруппницей и не встречается с парнями. В один прекрасный день она берет неудачное интервью у молодого интровертного бизнес-воротилы по фамилии Грей... К чему идет дело, вы, если уж собрались читать эту заметку, наверное, и так знаете.
Вовсе не следует сразу же после премьеры «Пятидесяти оттенков» на Берлинале и выхода фильма в мировой прокат упражняться в остроумии или снобизме в его адрес. Тратить время на просмотр идейные ненавистники самой раскрученной голливудской мелодрамы сезона, скорее всего, все равно не станут. Между тем, как минимум, исходные посылки выглядят интригующе: сомнительный литературный первоисточник, выросший из эротического фанфика к «Сумеркам», переносит на экран эрудированная богемная дама-режиссер из Великобритании.
В интервью Сэм Тейлор-Вуд сыплет именами из краткого курса истории кино и утверждает, что на кастинге заставляла претенденток на главную женскую роль читать монолог Биби Андерсон из бергмановской «Персоны».
Есть и другие обстоятельства, которые мешают записать «Пятьдесят оттенков» в компанию к прочим экранизациям курьезных подростковых бестселлеров. Во-первых, прокатный рейтинг R, который, в теории, не допустит до кресел кинотеатров эту самую целевую аудиторию (она чуть позже восполнит свое на торрент-трекерах).
Во-вторых, «Оттенки», с их атмосферными видами города и аккуратными актерскими работами, совсем не похожи на веселый бедлам поперек всех законов жанра, каким были «Сумерки». От своей «франшизы-прародителя» «Оттенки» унаследовали, увы, только худшее: и сюжет, то скачущий по кочкам, то топчущийся на месте, и бестолковые диалоги. В отличие от авторов «Сумерек», Тейлор-Вуд пытается разговаривать со зрителем с серьезным видом, и потому ляпы куда сильнее режут глаз.
Драматургическая слабость, однако, простительна. «Пятьдесят оттенков серого» – это, в конце концов, эротическая мелодрама; ей можно простить, при сохранении должного накала страсти между героями, две-три сюжетные натяжки. По такому же принципу работают, к примеру, «Девять с половиной недель» – освистанная в свое время классика 1980-х, одарившая несколько поколений зрителей и ласками с помощью кубика льда, и стриптизом под You Can Leave Your Hat On. Мелодраматическая коллизия «Оттенков» – более-менее под стать «Неделям»; с эротикой все, увы, куда хуже.
Беда то ли съемочной группы «Пятидесяти оттенков», то ли Эрики Л. Джеймс, написавшей литературный первоисточник, в том, что о сексе, тем более «жестком», они, увы, рассуждают в категориях пятнадцатилетней школьницы, верящей, что вампиры от солнечного света не плавятся, а искрятся, как снежинки. Хихикающие зрители, устроившись в кинозале с попкорном, ждут новых впечатлений – а получают набор сцен, снятых не лучше и не хуже, чем весь прочий фильм, но – и это-то фатально – с досадным равнодушием к запретному плоду, о котором идет речь.
Создателей «Оттенков» интригует некий загадочный БДСМ – просто как сочетание букв – но то, что происходит на экране, имеет, рискнем предположить, самое опосредованное отношение и к настоящему набору сексуальных практик под тем же названием, и едва ли способно бередить чью-либо фантазию.
«Пятьдесят оттенков серого» могли бы быть фильмом о том, что любая нетрадиционная любовь – тоже любовь. А получилась все равно сказка о том, что любовь – это дорогостоящее свидание в дорогостоящих костюмах. Ну а в ходе совместной жизни обнаруживается легкое несовпадение темпераментов – как это было и в «Девяти с половиной неделях» – здешним героям не приходится слишком отчаиваться: пройдет год, и их обязательно помирит сиквел.
Источник: forbes.ua