02.02.2015

Призрак оперы и кимоно императора по-харьковски

Гигантские плиты, нависшие над колоннами, фонтаны и яркие афиши предстоящих гастролей — уже много лет первый украинский оперный театр на Сумской, 25, манит прохожих в свои шикарные фойе и зрительные залы. Впрочем, даже заядлые театралы не представляют, что за сценой находится целый мир с 50 тысячами костюмов и декораций, которые делают вручную. "Сегодня" побывала за кулисами ХНАТОБа, где можно увидеть настоящее императорское кимоно, километр живописи и встретить призрака оперы.

Тогда как в зарубежных театрах сейчас отказываются от костюмов ручной работы из-за сложности процесса и дороговизны, в оперном до сих пор работают по старинке и гордятся тем, что каждая вещь сделана с душой. "После пошива приступаем к отделке, которая сочетает в себе аппликацию и роспись красками. Костюмы расшиваем камнями, жемчугом и украшаем вышивкой", — объясняет главный художник театра Надежда Швец.

Оказывается, над каждым костюмом около месяца трудятся десятки мастеров ХНАТОБа: закройщики, швеи и аппликаторы. А для столь кропотливого процесса в театре оборудовали цеха пошива, покраски, росписи ткани и отделки. Наряды же здесь шьют индивидуально под артиста, однако на первом месте — впечатление зрителей.

undefined

"Иногда приходится уговаривать актеров надеть ту или иную вещь. К примеру, так было с платьем, которое должно было напоминать китайскую башню с головами дракона на крыше. Солистке оно сначала жутко не понравилось, ей казалось, что эти элементы визуально укорачивают шею. Однако зрителю должен быть понятен смысл. Когда солистке показали видео, снятое в зале, она посмотрела на себя глазами зрителя и согласилась работать в этом костюме", — вспоминает Надежда Швец.

undefined

Сотрудники театра демонстрируют синее платье из спектакля "Турандот", которое надевала известная оперная певица Мария Гулегина, и ведут нас в один из пяти огромных складов, где хранятся театральные наряды. Попадаем в мир костюмов из спектаклей "Борис Годунов", "1001 ночь", "Спящая красавица" и множества других. Среди них есть даже настоящее кимоно — подарок оперной певицы Ирины Архиповой, которой он, в свою очередь, достался от самого императора Японии. Кимоно расшито нитью из настоящего серебра, впрочем, на сцене оно пока так и не мерцало: дожидается подходящего образа и постановки.

Сотрудники театра затрудняются ответить, сколько же нарядов в их хранилище, но уверяют, что уж точно не менее 50 000. "Это неудивительно, ведь только в одном спектакле, в среднем, задействовано две сотни костюмов", — поясняют в оперном.

Отдельного внимания заслуживают и театральные парики, которые рождаются из эскиза главного художника. Потом мастер снимает мерки с артиста и приступает к самому кропотливому этапу: при помощи крючка продевает в ткань каждую волосинку. На создание театральной прически, как, впрочем, усов и бороды, уходит около месяца. Всего же на складах театра хранится более 3000 париков.

Пока мастерицы трудятся над новыми нарядами и париками, отправляемся в другие цеха, где происходит не менее творческий процесс — создание декораций.

"Жесткие делают на столярном участке, потом изделия обрабатываются в бутафорском и декорационном цехах", — рассказывает художник-декоратор театра Ирина Степанова. Оказывается, антураж создают из пенопласта, папье-маше, гипса, а хранят готовые изделия в так называемых карманах за сценой.

Мягкие же декорации создают в двух огромных залах площадью по 500 "квадратов". По словам сотрудников оперного, столь большое пространство целиком оправдано, ведь только подвесной "задник" должен быть размером в 200—300 квадратных метров. Для этого художники расстилают полотно на полу и создают рисунок при помощи больших кистей на длинной ручке. А чтобы посмотреть на работу целиком, мастеру приходится забираться на второй ярус и рассматривать декорацию с высоты. По словам сотрудников, в среднем, в каждом спектакле используется квадратный километр такой живописи.

За кулисами оперного знают множество легенд. Согласно одной из них, кроме актеров, художников и декораторов, по коридорам ХНАТОБа расхаживает... призрак оперы.

"Однажды сотрудница осталась в театре на ночь, чтобы завершить работу, и около шести утра она увидела в коридоре фигуру человека. Она подумала, что это артист, переодетый в костюм монаха. Однако этот "монах" подошел к ней, внимательно посмотрел, после чего развернулся и скрылся в стене", — рассказывают в театре.

Источник: segodnya.ua

Новости портала «Весь Харьков»