19.08.2014

Сегодня, 19 августа, день рождения великой Коко Шанель

Она не боялась нарушать стереотипы, работала самозабвенно, не покладая рук. Не только великий кутюрье, но и исключительная личность, женщина, которая всегда делала именно то, что хотела и любила делать больше всего.

Вот уж про кого нельзя сказать, что она родилась под счастливой звездой: незаконнорожденная девочка крестьянских кровей, воспитанная в сиротском приюте. Трудно представить себе более неподходящее место для появления знаменитого кутюрье. Именно этим и поражает феномен Габриэль Шанель – он разрушает иллюзию, что для удачного старта нужны какие-то особые условия. На примере судьбы Коко мы ясно видим, что внешние обстоятельства можно преодолеть, а ключ к подлинной самореализации – в том, чтобы понять, чем именно нравится нам заниматься больше всего. А поняв, найти себя, свое место в жизни и – как следствие – обрести благосостояние или приручить успех.

Ее путь от провинциальной модистки до владелицы собственного модного дома был далеко не прост. Но безусловный талант, трудолюбие, твердость характера и харизма сделали свое дело: среди ее друзей были выдающиеся художники и музыканты, ее расположения добивались герцоги и князья. А девушки из аристократических семей работали у нее манекенщицами. У нее был дар, но она никогда не называла себя художником – скорее ремесленником, портнихой. У нее был дар создавать нечто руками. Коко Шанель была первой – во всех возможных смыслах этого слова. Первопроходцем, пионером, новатором. Кутюрье-мужчины воспевали в своих коллекциях неземную женщину-цветок. Она же, будучи женщиной, стремилась к одному – к освобождению. От социальных пут, от вымученного неудобства – всего того, что стесняет движения тела, ума и души. Ее мечтой было дать женщине возможность быть самой собой, жить в гармонии с собственной природой.

Ее даты

    19 августа 1883: родилась в Оверни, Франция.
    1909: открывает шляпную мастерскую на улице Камбон в Париже.
    1914: создает первый бестселлер – платье-рубашку из джерси.
    1916: ее модели появляются в журнале Harper's Bazaar.
    1919: открывает Дом высокой моды в Париже.
    1921: создает легендарный аромат Chanel № 5.
    1922: знакомство с русским балетом, создание костюмов для «Русских сезонов».
    1939: закрывает свой дом; с начала войны и до 1954 года она проводит много времени в Швейцарии, занимаясь в основном созданием духов.
    1955: «костюм Шанель» производит фурор в США.
    Январь 1971: скончалась в Париже незадолго до выхода в свет ее последней коллекции.

Просто значит качественно

Она любила простую еду, прогулки, удобную, не стесняющую движений одежду и спортивную обувь. Простота была для нее показателем качества – и одежды, и жизни. Одним из атрибутов этого стремления к простоте Шанель считала ножницы, которые носила с собой на ленте: «Я упрощаю, все время отсекаю лишнее, ненужное».

Свобода естественна

«Нужно, чтобы в костюме можно было двигаться. Наклоняться. Играть в гольф. В хорошо сшитом платье можно танцевать и даже ездить верхом». Она предложила женщинам трикотаж (из которого до того делали лишь мужское белье), короткие стрижки, сумку через плечо – освобождение от сложных, стесняющих конструкций и порабощающих отношений было ее кредо. В ее стремлении сконструировать рукава так, чтобы можно было абсолютно свободно двигать руками, было нечто большее, чем профессиональная задача, – протест против искусственности и бессмысленной декоративности, идущими вразрез со здравым смыслом.

Работать, чтобы жить

«Я – пчела, родившаяся под знаком Льва», – говорила она о себе. Ее невероятная трудоспособность была тем качеством, за которое ей прощали многое: бескомпромиссность, требовательность, сложный характер. Сама она считала, что работа помогает женщине поддерживать хорошую форму: «Только работа дает нам бодрость духа. А дух, в свою очередь, заботится об участи тела». Она не признавала наемных дизайнеров для своего дома и работала над своими моделями до самого конца. Свою последнюю коллекцию она сделала в 87 лет.

Заниматься тем, что любишь

«Я все делаю истово». Для нее это было главным – знать, чего хочешь, и неотступно следовать выбранному пути. Следовать голосу сердца и в профессии, и в сугубо личном. На вопрос о секрете ее прозорливости и невероятной интуиции, позволяющей сделать коллекции столь успешными, она отвечала: «Я всегда задаю себе вопрос: скажи честно, ты могла бы носить это?»

Иметь свое суждение

Свободы от социальных стереотипов требовала ее мятежная натура. Любые атрибуты статуса вызывали у нее протест. Именно она ввела в моду искусственные драгоценности, вернее, мастерски перемешала натуральные и искусственные камни. «Украшение – это не более чем декоративный элемент, деталь костюма. А не состояние, которое носят на шее и которое можно продать в случае нужды». Но в ее стремлении к свободе был своего рода аскетизм, жесткая самоцензура, свойственная всем перфекционистам, – когда единственным (и самым строгим) судьей человек остается для себя сам.

Источник: http://www.psychologies.ru

Новости портала «Весь Харьков»