22.12.2004

«Свое» дело

Накануне городского юбилея в свет был выпущен историко-приключенческий роман «Дикое поле», написанный харьковчанином Альбертом Есаковым. Автор посвятил свое произведение родному Харькову.

Роман повествует о времени возникновения на краю Дикого поля небольшой деревянной крепости Харьков, созданной для защиты Слободской Украины и южных рубежей Московского царства. Помимо увлекательных приключений героев, книга охватывает широкий круг исторических проблем развития Слободской Украины. К сожалению, из харьковчан не многие смогли прочесть роман: его тираж составил всего 1000 экземпляров. Книга была издана с помощью Харьковского городского совета и ПКФ «Золотое руно» в издательстве «Факт, и вошла в комплект сувенирного набора, который дарили гостям, прибывшим на празднование 350-летия города. Ее вручили Президенту, министрам, депутатам Верховной Рады, губернаторам, мэрам городов Украины и стран СНГ и другим гостям участвовавшим в праздновании. Издание быстро завоевало популярность у читателей, сразу сделавшись библиографической редкостью.

Роман представляет собою главы из пока что неопубликованной научно-фантастической трилогии, принадлежащей перу Альберта Есакова - «Забытые в веках». Это первое и единственное произведение, написанное Альбертом Сергеевичем,

Как возникла идея написания историко-приключенческого романа? Кто стал прототипами главных героев произведения? Эти вопросы я задал автору книги Альберту Есакову.

-- Вы хотите узнать, как мне, старшему научному сотруднику, инженеру и по специальности и по занимаемой должности, пришла в голову идея податься в писатели? То есть заняться не своим делом… -- начал свой рассказ Альберт Сергеевич. -- Этот вопрос я часто задавал себе сам и пришел к выводу, что, оказывается, вообще всю жизнь занимался не своим делом. Имея специальность инженера-механика по металлорежущим станкам, я конструировал физические приборы, занимался производством микроэлектронных схем, разработкой и производством стеклопластиков, а кандидатскую диссертацию защитил по электрическим аппаратам.

Многие из нас выбирают будущую специальность более или менее случайно. Может быть, я или вы, став, например, кузнецом, отковали бы что-нибудь такой красоты, что весь мир ахнул. А может, надо было стать хирургом или портным, и удивить мир невиданными моделями одежды? Кто знает, какое оно – «свое» дело.

Может быть, по этой причине (не считая зарплаты) я и менял несколько раз специальности? Электронщики обижались, что я лезу в микроэлектронику. Когда работал над производством стеклопластиков, химики возмущались тем, что я стараюсь вникнуть в тонкости химической технологии, то есть опять занимаюсь не своим делом. Теперь, пожалуй, профессиональные писатели станут удивляться, с чего это меня занесло в художественную литературу. Наверное, это моя привычка - лезть не в свое дело.

Мне всегда хотелось, чтобы сделанное мной где-нибудь стояло, висело или ездило, чтобы можно было указать на него пальцем (всегда удивляюсь, почему считается неприличным указывать пальцем, ведь он так и называется - указательный). Указать и сказать: «Это сделал я». По этой причине уволился из Физико-технического института, где вместе с другими конструкторами проектировал установки для физических экспериментов. Физики работали над ними один-два года, окончив тему -- сдавали в металлолом. Меня это не устраивало.

Я всегда гордился своим дедушкой Герасимом Алексеевичем Лобановым. Он был известным строителем, под его руководством построено много харьковских зданий. Среди них - Главпочтамт на привокзальной площади, инженерно-строительный институт на Сумской, инженерно-экономический институт. Участвовал в строительстве здания Коммерческих курсов на Пушкинской (сегодня в этом здании располагается юридическая академия )и многих других. Эти дома составляют архитектурный облик нашего города. Книги, как и дома, тоже остаются надолго. Может, и у моего внука будет повод для гордости. Это тоже одна из причин, заставивших меня заняться литературой.

Вероятно, благодаря тому, что я несколько раз менял специальность, у меня всегда была интересная работа. Я считаю себя счастливым человеком, потому что утром с удовольствием шел на работу, а вечером с удовольствием возвращался домой. Еще мне всегда везло на хороших людей. У меня даже все начальники были порядочными людьми, а их я насчитал в разных организациях целых двенадцать человек. Последние двадцать лет моя работа была связана с частыми командировками. Объездил весь Советский Союз, и везде мне встречались хорошие, интересные люди. Некоторые из них попали в мои книги. Например, один из героев трилогии «Забытые в веках» Рустам Бурханов -- реальный человек, живущий в Таджикистане. Добрый, гостеприимный человек, с которым я много раз встречался.

Теперь о том, как получилась книга «Дикое поле». Она возникла из третьей книги еще не опубликованной трилогии «Забытые в веках». Она называется «Память предков». Главный герой трилогии Валентин Кононенко – талантливый инженер, закончивший Харьковский автодорожный институт. Он офицер-афганец, мастер спорта по самбо и каратэ и к тому же поэт. (В трилогии много его стихов.) Так вот, у Кононенко вдруг проснулась память предков, продолжает свой рассказ Альберт Сергеевич, -- Такие случаи в истории известны, а в последнее время психологи с помощью гипноза научились целенаправленно вызывать у людей еще и память предыдущих воплощений, хотя многие ученые этот факт не признают. Валентину Кононенко стали сниться сны из далекого прошлого. То он сражается со шпагой где-то на средневековых крепостных стенах, то видит в дикой степи себя и на фоне багрового заката -черные силуэты всадников, от которых явно исходит угроза, и так далее. Он просыпается, взволнованный необычностью и реальностью этих снов. Проснувшись, даже запах степных трав продолжает ощущать.

Так появились главы о его далеком предке – казаке Василе Кононенко, жившем в семнадцатом веке. Василь родился в Западной Украине, побывал в Южной Америке, сражался в Голландии на стороне французского короля Людовика Четырнадцатого, был в татарском плену, бежал из Крыма, а затем защищал под командой прославленного полковника Донец-Захаржевского маленькую деревянную крепость Харьков. Эта крепость и стала второй родиной Василя Кононенко.

Таких глав в третьей книге три (всего в трилогии их двадцать) и из них получился роман «Дикое поле» посвященный 350 – летию нашего города.

Беседовал Александр Расстригин

Беседовал Александр Расстригин